Форум » Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. » Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. (продолжение) » Ответить

Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. (продолжение)

stranik: Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. Десант батальона автоматчиков 260-й бригады морской пехоты КБФ, который практически погиб полностью, в боях с немецко-фашисткими войсками, был высажен, в ночь с 13 на 14 февраля 1944г. Командовал операцией командир Островной ВМБ флота контр-адмирал Г. В. Жуков. Батальону морской пехоты, без танков и артиллерии, ставилась задача ударом, в направлении Мерекюля, перерезать приморское шоссе и железную дорогу Нарва — Раквере, овладеть станцией Аувере, прочно оседлать узлы дорог и удерживать занятый рубеж, до подхода сухопутных частей. В состав десанта были выделены: - 571 отдельный батальон автоматчиков под командованием майора Маслова Степана Петровича; - стрелковая рота под командованием старшего лейтенанта Заволокина Ф.П. (в десанте именовалась – 4 стрелковой ротой); - взвод разведки под командованием младшего лейтенанта Давитая Михаила Ермоловича ; - взвод саперов под командованием лейтенанта Кузнецова Григория Константиновича; - взвод ПТР под командованием командира роты ПТР 3 отдельного батальона старшего лейтенанта Долгих Василия Павловича; - санитарная часть; - связисты; Все эти подразделения приданы батальону и насчитывали 517 человек. В числе десантников было восемь девушек – санитарок, связисток. Только одной из них — Анне Устюжаниной — довелось вернуться. При высадке десанта она была ранена и доставлена на корабле в Кронштадт. Вооружение десанта: - 3 миномета калибра 50-мм, - 12 ПТР, - 2 станковых и 12 ручных пулеметов, - основное оружие морских пехотинцев – автомат, 70 бойцов были вооружены винтовками, - сухой паек на 2 суток, боезапаса и гранат – на 3 дня боя, - у каждого сапера - по 10 кг взрывчатки. Тяжелого вооружения десант не имел. Отряд кораблей высадки командир – капитан 2 ранга Горбачев Г.М.: - 8 бронированных катеров «морской охотник», - 2 морских бронированных катера, - 2 бронированных катера, - 1 катер «МО». Всего 13 ед. Отряд обеспечения перехода - тральная группа из 10 катеров-тральщиков Островной военно-морской базы. Отряд кораблей артиллерийской поддержки в составе канонерских лодок «Москва», «Волга», «Амгунь» и восьми тральщиков. Командир отряда огневой поддержки – капитан 1 ранга Кудрявцев С.В. Прикрытие с воздуха должны были осуществлять 30( или 20) самолетов 3 гвардейского истребительного авиационного полка КБФ. Однако в высадке участвовали только бронекатера и морские охотники, всего - 13 судов. Потери судов - Два катера «морской охотник» были потоплены при высадке, ещё 1 «морской охотник» и 1 бронекатер получили значительные повреждения. Силы десанта и отряд поддержки вышли, с острова Лавенсари, в Нарвский залив, ночью 13 февраля. Переход и начало высадки первой группы были произведены скрытно и без противодействия противника. Но вскоре враг обнаружил десант и открыл артиллерийский и минометный огонь. Однако удалось высадить 432 человека. И только со стрелковым оружием. По некоторым имеющимся сведениям десант уничтожен к вечеру 14 февраля, отдельные очаги сопротивления, к 15 февраля. Десант уничтожен практически полностью. В живых остались единицы - через линию фронта вышло 6 бойцов, ещё 8 раненых десантников были захвачены в плен. Об истории десанта остались крайне скудные сведения. Мы, участники данного форума, постараемся здесь свести некоторые данные и информацию, о десанте, а также свои мысли. Дополнительные источники. "Разве можно забыть Мерекюла ?". Автор: Гринкевич, Владимир Иванович Выпуск: 1979г. За наводку спасибо участнику veresh. Ссылка - http://www.koguja.ee/books-90.html Статья участника форума veresh, о Мерекюласком десанте. 260 отдельная бригада морской пехоты Краснознаменного Балтийского флота Девушки-десантницы, в десанте Мерекюля. План десантной операции

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 5 All

stranik: Radhost, я имел в виду не конкретную батарею, а батареи вообще. УПДП По поводу места высадки - немцы точно указывают место высадки, посмотрите ранее представленные источники. - Am 14.2 wurde eine Feindgruppe bei Mereküla zwischen Dorf und Marine-Batt. gelandet. - Вражеская группа высадилась между деревней и Marine-Batt. - Русские войска были высажены между командным пунктом Марко и батареей и двинулись на юго-восток в направление Kiwisaare Так что этот вопрос, я думаю, снимается. Radhost По поводу костюма... Да, нужен эксперимент. у Кусто, насколько я помню, был полностью закрытый костюм. По поводу потерь говорится в докладе только одной батареи. И да, мы снова пошли по кругу. Многие части вопросов мы ранее обсуждали. Будте внимательны и освежите память.

stranik: Ранее упоминалось, что одна из групп ушла по склону вверх, в сторону Удрия. Возможно, что это относится к бою с ней.

УПДП: Пробежался по всей теме. Информация о подводных находках в зоне высадки десанта вроде всего один раз упоминадась stranikом. Нет ли у кого какой информации о подводных исследованиях в зоне высадки десанта за эти 70 лет. Как государственными экспедициями, так и частными лицами. Может кто что читал, слышал, видел, помнит. При отсутствии сильной ряби на море и наличии солнечных лучей, с поверхности глубина в маске просматривается до 3-х метров. Летом можно прочесать змейкой этот квадрат 700 метров по берегу и 300 в глубь моря. Три отличных пловца-спортсмена в наличии :) Любые находки и их место будут что-то подтвержать или опровергать. Если ничего нет, то это тоже результат.


stranik: УПДП Поиском БМО занимался дайвинг клуб Максстар. http://maxstar.ee/ru/news/desant-merekyula.html Информация об участии ПЛ, при высадке десанта - это одна из легенд, не более того.

Radhost: stranik пишет: 5. Красными кругами показаны группы воронок, либо следов боевых столкновений, на открытой местности. Они опознаются, по выбросам, в противоположную, от теней сторону, либо просто по сторонам. А вот это действительно воронки.

Radhost: Семидесятичетырехлетний житель деревни Пухково Вольдемар Куйва рассказывает: «Когда около 7 часов утра я вышел на двор, то со стороны моря слышна была большая стрельба и летели светящиеся пули. ДОМ ЯКСОНА ГОРЕЛ. ЭТО В ПЯТИСТАХ МЕТРАХ ОТ НАС. У меня в доме стояло двадцать немецких солдат. Они спали. Часовой находился на посту. Были у них пушки и пулеметы. Началась страшная паника. Фашисты бежали без сапог. Потом поодаль, метрах в двухстах — трехстах, прошла группа, человек тридцать — тридцать пять в белых халатах. Я слышал, как по-русски там говорили: «Скоро выйдем на дорогу». МЕТРАХ В ВОСЬМИСТАХ ОТ ДОМА ГРУППА ПРИНЯЛА БОЛЬШОЙ БОЙ. СТРЕЛЬБА ШЛА ЧАСА ТРИ-ЧЕТЫРЕ. Все десантники погибли. Было убито много гитлеровцев. Одного раненого русского фашисты притащили в наш дом. Жена перевязала его и дала попить. ». Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? — М.:Политиздат, 1979 Дом, возможно, этот. Где был бой?

Sasha: Небольшое продолжение с путаницей с нумерацией кораблей. Пока удалось разобраться с МБКА: Попробую кратко обьяснить, почему в одних источниках проходят МБКА 508 и 507, а в других 562 и 563. Путаница всего лишь в неправильном использовании названия катера и заводского номера. Настоящее название или регистрационный номер: БК 507 и БК 508 А вот заводские номера: № 562 и № 563 соответственно. Аргументирую выпиской из регистра: БК-507, с 12.11.1946 г. МКЛ-33, с 12.02.1949 г. БК-507 Заводской № 562. Заложен в мае 1943 г., спущен в августе 1943 г., вступил в строй 29.09.1943 г. и 4.02.1944 г. включен в состав БФ. 6.03.1958 г.разоружен и сдан в ОФИ. БК-508, с 12.11.1946 г. МКЛ-34, с 12.02.1949 г. БК-508 Заводской № 563. Заложен 26.06.1943 г., спущен 19.09.1943 г., вступил в строй 12.10.1943 г. и 4.02.1944 г. включен в состав БФ. 6.03.1958 г. разоружен и сдан в ОФИ. В первой строке все бортовые номера, которые носил данный катер за всю его историю.

Sasha: Продолжаю со списком БМО. «БМО-501», «БМО-505»,«БМО-508», «БМО-509», «БМО-180», «БМО-181», «БМО-176»,«БМО-177» - список учавствовавших БМО. Теперь про каждый: Корабль: Малый охотник Тип БМО проект 194 Построены в 1943–1945 гг на заводе № 196 в Ленинграде. БМО-501 Заводской № устанавливаю. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 13.06.1943 г. и вошел в состав БФ. БМО-505 Заводской №171. Построен в 1942–1943 гг., вступил в строй 19.08.1943 г. и вошел в состав БФ. БМО-508 Заводской №174. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 31.08.1943 г. и вошел в состав БФ. БМО-509 Заводской №175. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 31.08.1943 г. и вошел в состав БФ. БМО-510 Заводской № 176. Построен в 1943 г., вступил в строй 18.09.1943 г. и 15.10.1943 г. вошел в состав БФ. 14.02.1944 г. при высадке десанта в районе Мерекюла был поврежден артиллерией, возник пожар, катер сел на мель и затонул. БМО-511 Заводской № 177. Построен в 1943 г., вступил в строй 28.09.1943 г. и 15.10.1943 г. вошел в состав БФ. 14.02.1944 г. при высадке десанта в районе Мерекюла затонул, предположительно, от артогня противника. БМО-514 Заводской № 180. Построен в 1943 г., вступил в строй 30.10.1943 г. и вошел в состав БФ. БМО-515 Заводской № 181. Построен в 1943 г., вступил в строй 31.10.1943 г. и вошел в состав БФ. Один интересный факт: Головной БМО БМО-318 Заводской № 176 Построен в 1942–1943 гг, вступил в строй 21.06.1943 г. и вошел в состав БФ. 30.10.1943 г. катер обеспечивал траление на банке Намси, вышел из протраленной полосы и подорвался на мине Обратите внимание на заводской номер.

Radhost: Отдельное спасибо Страннику за открытую информацию по Мерекюласкому десанту. http://kamerad.ee/index.php?option=com_kunena&view=topic&catid=7&id=182&Itemid=157&lang=ru#1274 http://kamerad.ee/index.php?option=com_kunena&view=topic&catid=15&id=349&Itemid=157&lang=ru Классная работа!

Sasha: Хотел бы добавить. Не все синие линии - проволочные заграждения точно! 4 из пяти - обыкновенные дороги или остатки узкоколейной насыпи, идущие от русской батареи. Только одна сомнительная, и то, думаю, что тоже дорога.

Radhost: Интересный документ выложил в сеть andrus на форуме militaar.net 14.02.1944 03:05 Motorengeräusche im Seegebiet von Mereküla. Fu.M.B. hat keine Ortung. Durch L.G.-Beleuchtung können im Nebel eine grössere Anzahl von Fahrzeugen ausgemacht werden. Das Feuer wird von der Batterie Mereküla sofort eröffnet. Im Laufe des Gefechts versenkte die Batterie Mereküla 3 Wachboote und 4 Fugas. Durch Feindeinwirkung ist 150 cm Scheinwerfer ausgefallen sowie alle Drahtverbindungen. H.K.B. 921 schiesst Sperrfeuer. 04:00 Gelandeter Feind wird in heftigem Feuergefecht von den Stellungen der Batterie Mereküla und H.K.B. 921 unter Beteiligung des Marinekraftfahrzuges abgewehrt. 05:00 3./- Kompanie der Einsatzabteilung Ostland und eine Einsatzkompanie der Küst Hungerburg treten zum Gegenstoss an. Nach hartem Kampf wurde die Strasse Mereküla – Hungerburg freigekämpft und der Feind nach Süden abgedrängt. 06:15 Bei Tagesanbruch sichtet Batterie Sillamae 16 Einheiten und eröffnet das Feuer. Auf einem grösseren Fahrzeug wurden Treffer erzielt. Der feindliche Verband nebelt sich ein und läuft ab. Nach Ansicht des Seekommandanten handelt es sich bei den Einheiten vor Mereküla und vor Sillamae um zwei verschiedene Verbände, sodass die Erfolge der Batterie Mereküla infolge der grossen Anzahl der Fahrzeuge des Verbandes bei Sillamae nicht angezweifelt werden dürfen. 06:53 Funkstelle Mereküla hat sämtliche Geheimsachen vernichtet sowie die Funkgeräte gesprengt. Es wird sofort veranlasst, das die Funkstelle eine neue Ausstattung erhält, sobald die Lage geklärt ist. 14:20 Die Reste des gelandeten Feindes, der sich bei Kriwassaare festgesetzt hat, sind vernichtet. 15:00 Im Verlauf der Kämpfe sind folgende Verluste eingetreten: Batterie Mereküla: 5 Schwerverwundete, 7 Leichtverwundete. H.K.B. 921: 6 Tote, 1 Schwerverwundeter, 5 Leichtverwundete. 3./-Kraftfahrzug: 8 Tote, 2 Verwundete, 2 Vermisste. Küst Hungerburg: 3 Tote, 23 Verwundete davon 8 leicht. 15.02.1944 18:00 Im Frontabschnitt Einsatzabteilung Ostland feindliches Granatwerferfeuer. Beim Gegenstoss bei Mereküla hatte Battalionsreserve der Einsatzabteilung Ostland folgende Verluste: 1 Toter, 4 Verwundete. Im Laufe des Tages trat der Verlust von einem Toten hinzu. KTB Kommandant der Seeverteidigung Estland Был уничтожен прожектор 150 см и все проводные линии связи батареи Мерекюла. Heeres-Küsten-Batterie 921 тоже вела огонь, заградительный. В 6.15 открывала огонь батарея Силламяэ. На радиостанции Мерекюла были уничтожены все секретные вещи и взорвана рация. В бою с десантниками принимала участие 3-я рота морского батальона "Остланд". Были потери в её автомобильном взводе.

stranik: Sasha пишет: Хотел бы добавить. Не все синие линии - проволочные заграждения точно! 4 из пяти - обыкновенные дороги или остатки узкоколейной насыпи, идущие от русской батареи. Только одна сомнительная, и то, думаю, что тоже дорога. Не все так однозначно. Только две дороги точно опознаются - от русской батареи к КП и к эстонской. Два участка, ближе к спуску - однозначно заграждение, есть снимок весной. Radhost А можно получить точки, на карте, где коллеги из http://kamerad.ee обнаружили воронки, с погибшими десантниками? Или это закрытая информация?

Radhost: В планах командования на бумаге всё выглядело красиво. Фрагмент карты решения командующего 2УА(генерал-лейтенант Федюнинский) по директиве комфронтом №1282/ш от 02.02.1944 Фрагмент карты решения командующего 2УА(генерал-лейтенант Федюнинский) по директиве комфронтом №1282/ш от 05.02.1944

stranik: Radhost Вот именно, выглядит красиво. Но только выглядит. До сих пор не могу понять - почему фактически не было встречного наступления?

Radhost: Наступающие с 11-го числа войска к 13-му февраля уже выдохлись. А Нарву(и Йыхви) ставка приказала взять к 17-му. Поэтому командование 2 уд. А пыталось использовать все имеющиеся возможности, десант они запросили. Могли ли отменить? Не знаю...



полная версия страницы