Форум » Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. » Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. » Ответить

Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля.

stranik: Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. Десант батальона автоматчиков 260-й бригады морской пехоты КБФ, который практически погиб полностью, в боях с немецко-фашисткими войсками, был высажен, в ночь с 13 на 14 февраля 1944г. Командовал операцией командир Островной ВМБ флота контр-адмирал Г. В. Жуков. Батальону морской пехоты, без танков и артиллерии, ставилась задача ударом, в направлении Мерекюля, перерезать приморское шоссе и железную дорогу Нарва — Раквере, овладеть станцией Аувере, прочно оседлать узлы дорог и удерживать занятый рубеж, до подхода сухопутных частей. В состав десанта были выделены: - 571 отдельный батальон автоматчиков под командованием майора Маслова Степана Петровича; - стрелковая рота под командованием старшего лейтенанта Заволокина Ф.П. (в десанте именовалась – 4 стрелковой ротой); - взвод разведки под командованием младшего лейтенанта Давитая Михаила Ермоловича ; - взвод саперов под командованием лейтенанта Кузнецова Григория Константиновича; - взвод ПТР под командованием командира роты ПТР 3 отдельного батальона старшего лейтенанта Долгих Василия Павловича; - санитарная часть; - связисты; Все эти подразделения приданы батальону и насчитывали 517 человек. В числе десантников было восемь девушек – санитарок, связисток. Только одной из них — Анне Устюжаниной — довелось вернуться. При высадке десанта она была ранена и доставлена на корабле в Кронштадт. Вооружение десанта: - 3 миномета калибра 50-мм, - 12 ПТР, - 2 станковых и 12 ручных пулеметов, - основное оружие морских пехотинцев – автомат, 70 бойцов были вооружены винтовками, - сухой паек на 2 суток, боезапаса и гранат – на 3 дня боя, - у каждого сапера - по 10 кг взрывчатки. Тяжелого вооружения десант не имел. Отряд кораблей высадки командир – капитан 2 ранга Горбачев Г.М.: - 8 бронированных катеров «морской охотник», - 2 морских бронированных катера, - 2 бронированных катера, - 1 катер «МО». Всего 13 ед. Отряд обеспечения перехода - тральная группа из 10 катеров-тральщиков Островной военно-морской базы. Отряд кораблей артиллерийской поддержки в составе канонерских лодок «Москва», «Волга», «Амгунь» и восьми тральщиков. Командир отряда огневой поддержки – капитан 1 ранга Кудрявцев С.В. Прикрытие с воздуха должны были осуществлять 30( или 20) самолетов 3 гвардейского истребительного авиационного полка КБФ. Однако в высадке участвовали только бронекатера и морские охотники, всего - 13 судов. Потери судов - Два катера «морской охотник» были потоплены при высадке, ещё 1 «морской охотник» и 1 бронекатер получили значительные повреждения. Силы десанта и отряд поддержки вышли, с острова Лавенсари, в Нарвский залив, ночью 13 февраля. Переход и начало высадки первой группы были произведены скрытно и без противодействия противника. Но вскоре враг обнаружил десант и открыл артиллерийский и минометный огонь. Однако удалось высадить 432 человека. И только со стрелковым оружием. По некоторым имеющимся сведениям десант уничтожен к вечеру 14 февраля, отдельные очаги сопротивления, к 15 февраля. Десант уничтожен практически полностью. В живых остались единицы - через линию фронта вышло 6 бойцов, ещё 8 раненых десантников были захвачены в плен. Об истории десанта остались крайне скудные сведения. Мы, участники данного форума, постараемся здесь свести некоторые данные и информацию, о десанте, а также свои мысли. Дополнительные источники. "Разве можно забыть Мерекюла ?". Автор: Гринкевич, Владимир Иванович Выпуск: 1979г. За наводку спасибо участнику veresh. Ссылка - http://www.koguja.ee/books-90.html Статья участника форума veresh, о Мерекюласком десанте. 260 отдельная бригада морской пехоты Краснознаменного Балтийского флота Девушки-десантницы, в десанте Мерекюля.

Ответов - 270, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

veresh: Извините, но,что поделать-неравношнуй потомок и есть. Johnnnny: если кратко - в прямом повествовании они задевают чувства неравнодушных потомков

Sasha: Radhost пишет: У меня с советского времени "Битва за Нарву" лежит. Родители купили в 80-х. Оттуда впервые и узнал подробности о десанте.

Sasha: Прочитал вот такое: С рассветом появились истребители прикрытия Балтийского флота. В 10.55 со стороны Чудского озера 18 немецких бомбардировщиков в сопровождении 4-х истребителей пытались нанести удар по нашим кораблям, но были отакованы находившимися в воздухе нашими истребителями. В завязавшемся бою балтийские летчики сбили 4 вражеских самолета, остальные обратились в бегство. Таким образом, бой за высадку десанта в Районе деревни Мерекюла выиграли летчики Балтийского флота. Подвиг морской пехоты. «Стой насмерть!» Автор: Евгений Абрамов


Radhost: Ох уж эти летчики! В этот же день, 16 февраля, эскадрилья под командованием капитана Ивана Ивановича Цапова из 3-го гвардейского истребительного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота в районе Аувере — Репнику встретила восемнадцать фашистских самолетов Ю-87, направляю- щихся, видимо, на бомбежку десанта. Летчики-балтийцы сбили четыре вражеских самолета. Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? — М.: Политиздат, 1979. стр. 64-65 Под Нарвой бомбить больше было некого? В 17.00 наши истребители с целью установления связи с десантом сбросили вымпелы в районах Княпсаре, Блоки и железнодорожной станции Аувере. Десантникам предлагалось показать самолетам ракетными сигналами согласно условным таблицам, нуждаются ли они в радиостанциях. В ответ на это при вторичном полете в пункте, где был бы дан условный сигнал, десантникам должны были сбросить на парашюте новую радиостанцию. Но никаких сигналов вновь не поступило. Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? — М.: Политиздат, 1979. стр. 64 Княпсаре - где это?

Sasha: не нашел здесь историю 260 бригады. Порылся в нескольких книгах и попробовал составить хронологию боевых действий. Думаю, что это будет интересно: 22 июля 1941 г. было начато формирование 4-й ОБРМП для действий в составе Ладожской военной флотилии. В августе 1941 г. 5-й батальон 4-й отдельной бригады морской пехоты Балтийского флота почти полностью был укомплектован моряками крейсера «Аврора» и некоторых других кораблей В начале августа 1941 г. Военный совет Северо-Западного направления, учитывая неблагоприятно складывавшуюся в районе Ладожского озера обстановку, передал в состав Ладожской военной флотилии 4-ю ОБРМП пятибатальонного состава, которая заняла остров Валаам, прилегающие к нему Боевые и Крестовые острова, а также группу островов Хейнесинма и остров Коневец. В августе 1941 г. финские войска высадили десант (более 1000 чел.) на остров Рахмансари около 500 м шириной и 1,5 км длиной, расположенный близко к западному берегу Ладожского озера. Оборону заняла 2-я рота 3-го батальона 4-й отдельной бригады морской пехоты под командованием лейтенанта З. Н. Слободова. Пулеметный взвод возглавил мл. лейтенант Е. П. Щербин. В ходе боевых действий для усиления гарнизона были высажены 1-я рота 3-го стрелкового батальона во главе с командиром Я. П. Курбатовым. Для руководства боем на остров прибыл командир батальона полковник И. Г. Каргин. В течение суток днем и ночью шли ожесточенные бои за остров. За эти дни морские пехотинцы потопили несколько баркасов и ботов противника с десантом и уничтожили около 800 солдат и офицеров. На четвертый день боя, 8 сентября 1941 г. в живых осталось 25 чел., в том числе комбат полковник И. Г. Каргин, ст. политрук Заикин и мл. лейтенант К. Е. Громов. В блиндаже находились около 60 раненых. Защитники острова были окружены. 9 сентября противник предпринял несколько атак, предлагая ультиматум о сдаче. Ответом морских пехотинцев был огонь и контратаки. Все защитники Рахмансари мужественно и стойко дрались до последнего. В середине сентября ладожская флотилия сняла с о. Коневец и северной группы островов Ладожского озера — Валаам, Боевых, Крестовых и др. части 4-й отдельной бригады морской пехоты и передала их в резерв фронта. В конце сентября 4 ОБрМП в составе «Невской группы» на обороне Ленинграда в районе Невской Дубровки. Во второй половине сентября войска Невской оперативной группы, и в их числе 4-я отдельная бригада морской пехоты, на полупонтонах, шлюпках и лодках форсировали Неву на участке Пески, Невская Дубровка. Река в этом районе достигала ширины 600 м, при этом ее противоположный крутой, обрывистый берег был сильно укреплен противником, а правый, где сосредоточились наши войска, напротив, был отлогим и совершенно открытым. Противник упорно сопротивлялся. Каждый метр земли приходилось брать с боем. Морские пехотинцы, армейцы и пограничники, преодолевая мощный огонь и отражая контратаки врага, метр за метром расширяли плацдарм. В результате многодневных тяжелых боев наши войска захватили плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки до 1000 м по фронту и 900 м в глубину. Первым высадился на берег 1-й батальон 4-й бригады морской пехоты под командованием капитана С. Д. Никонорова. Во время высадки комбат погиб, а командование батальоном принял начальник штаба ст. лейтенант Фирсов. В ночь на 23 сентября, форсировав Неву, вступил в бой на плацдарме 2-й батальон (командир капитан Г. Роев) из 4-й отдельной бригады морской пехоты. Немцы при поддержке легких танков перешли в контратаку, но морские пехотинцы капитана Роева отбросили их на исходные позиции. Противник оставил на поле боя более 300 солдат и 3 танка. В бою был тяжело ранен капитан Роев, которого заменил капитан 2 ранга И. Д. Молчанов. Он не раз водил моряков в атаки. В одной из атак в октябре 1941 г. И. Д. Молчанов погиб. Вслед за 2-м батальоном в бой вступил 3-й батальон 4-й отдельной бригады морской пехоты (командир капитан Б. Пономарев), а затем все остальные части бригады. В боях за плацдарм отличился личный состав 1-й роты 3-го батальона лейтенанта В. И. Павловского, укомплектованый юнгами ДКБФ. За полтора месяца непрерывных боев с превосходящими силами противника на Невском пятачке состав бригады сильно поредел. 17 октября 1-й, 2-й, 3-й и 5-й батальоны 4-й отдельной бригады морской пехоты были объединены в один сводный батальон (командир — капитан И. И. Карельский). В начале ноября 1941 г. остатки бригады (117 человек) были выведены из боя на правый берег Невы. На плацдарме оставалось до замены стрелковыми частями 37 человек. С конца 1941 г. до марта 1942 г. 4-я бригада морской пехоты, пополнив свои ряды, под командованием комбрига В. А. Малинникова обороняла побережье Ладожского озера. В полосе обороны бригады проходила основная трасса Дороги жизни, проложенная по льду. 24 июля 1942 г. на базе 4-й ОБРМП была сформирована просуществовавшая до конца войны 260-я ОБРМП. Летом 1943 г. на одном из аэродромов Ленинградского фронта прошел парашютно-десантную подготовку отдельный батальон автоматчиков 260-й ОБРМП. Следует отметить, что командир батальона майор С. П. Маслов имел 50 парашютных прыжков, по нескольку прыжков совершил личный состав батальона(ЦВМА. Ф. 979. Оп. 8648. Д. 6. Л. 110.). 12–14 сентября 1943 г. штабом Кронштадтского морского оборонительного района на участке Ижорского сектора было проведено двустороннее тактическое учение на тему: «Содействие приморскому флангу наступающих частей Красной Армии высадкой тактического десанта на укрепленное побережье противника». В учении приняли участие все подразделения и части бригады общей численностью несколько тысяч человек с боевой техникой, а также корабли ОВР КМОР и авиация флота. (ЦВМА. Ф. 979. Оп. 8618. Д. 6. Л. 110.) Использовал: Абрамов Е.П."«Черная смерть». Советская морская пехота в бою", Жуматий Владимир "Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918 1945" Ачкасов, В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота

Radhost: Разрешите поинтересоваться, это ваша раскраска, или оригинал? Раскраска моя. Те, что раскрасил синим, на схеме несколько темнее.

Sasha: У меня еще один вопрос: а вы уверены, что батарея Зандера состояла из 10,5 см Flak? Если ответите, что да у меня есть следующие доводы, чтобы в этом усомниться: 1. Вес 10,5 см Flak 38/39 составляет в походном положении более 14 тонн. Нормальный расчет состоял из командира отделения и 9 человек прислуги плюс 2 человека при заряжании вручную. - не способные даже сдвинуть эти орудия с места. 2. Для батареи нужен генератор: Четырехорудийная батарея 10,5-см пушек имела специальный бензиновый двигатель, приводивший в действие генератор постоянного тока напряжением 220 В и мощностью 24 кВт. Генератор подавал питание к электромоторам, установленным на пушках. На каждом орудии было 4 электромотора: вертикального наведения, горизонтального наведения, досылателя и автоматического установщика взрывателя. В пушках Flak 39 электромоторы были переведены на переменный ток, чтобы иметь возможность подключаться к городской сети. 3. 10,5-см орудия вели огонь с грунта только в стационарной позиции с крестообразного лафета, а при переходе в походное положение они устанавливались на два колесных хода. Время перехода - 15 минут. Два комплекта двухколесных одноосных тележек прицеплялись к концам пушки для транспортировки транспортными средствами, такими как FAMO и Hanomag SdKfz 11 полугусеничным тягачам. Длина системы в походном положении 11 040 мм. Высота в походном положении 2860 мм. 4. Расположение орудий батареи можно посмотреть в березовой роще в Силламяэ, там типичное для батареи 88 мм расположение орудий. Остались и хорошо видны дворики стационарных позиций, расмоложеных квадратом, с с остатками землянки в стороне. 105 мм батарея имела такую же систему. Что само по себе уже странно для маленького кружка на месности, обозначеного для батареи. Вот опять у меня сомнения.... как эти громады могли поставить в походное положение и откатить в кусты застигнутые в расплох немцы.

Sasha: раз уж на то пошло: Есть у нас знаменитая пушка ЗИС-3, которая в боевом варианте весит около 1,2 тонны. Так там ее толкает расчет из 8-им человек по штату и я бы им не позавидовал... А по пересеченке с ф-22 (1,6 т) доходило от 14 до 20 человек. Из своего личного опыта скажу. Было дело, толкали по полю немного в горку двухколесное чудо-прицеп, похожее на орудие массой всего около 800 кг. Четверо ничего не смогли сделать. А вот 6 человек смогли, но не так легко и весело и всего метров 30. После чего народ пыхтел и матюгался. Вы не забывайте, что еще сошники надо над землей держать! Вот и карячились мы как... Парни готовы были меня убить. И это было ЛЕТО, СУХО и поле было ПОЛЯНОЙ , просто решили сократить маршрут по прямой. А ту зима и сугробы по КОЛЕНО!!!!! Поехали дальше. Сколько надо человек, чтобы перетащить чешскую 105 мм пушку массой более 4 тонн по снежному полю зимой? А еще и снаряды надо бы волочить? А расчет всего 11 человек? Задайте себе этот вопрос после моих воспоминаний!!! А теперь вернемся к тому, что я спросил: Тут несколько раз промелькивало, что на батарее Зандера стояли 105 мм флак. В переводе с немецкого ее орудия для сохранности перетащили в кусты и деревья западнее дороги на Кивисаре. Кто их, 14-тонных, двигал в кусты и деревья во снегу по колено и как полный расчет болеее 15 минут извращался под огнем приводя пушки в походное состояние? Я про то, что возможно перевод не точный. И позиции батареи были стационарными закрытыми, с двориками. Место ее тогда должно просматриваться.

stranik: Sasha По поводу батареи Зандера. Вообще-то похоже, что не Sandera, a Sondera, т.е. специальная батарея. По поводу того, что за орудия там стояли, однозначно сказать сложно. Часть выводов сделано на основании представленной схемы. Там есть разночтения, в тактических знаках, но можно точно утверждать, что там стояли две батареи 10,5см орудий. Но вот каких точно, по схеме мы не скажем. Нужно исходить из других источников. Или из осмотра местности. Чешские орудия были достаточно громоздкие, поэтому там должны оставаться достаточно объемные позиции. Далее, по схеме батарея Sondera находилась восточнее дороги, на Кивисааре. Зачем ее надо было перетаскивать западнее, ближе к линии движения десанта? И в какие кусты?Там напротив хутора. И еще один момент, в ведомостях потерь и пополнения вооружения в период январь-март, у 227 дивизиии нет орудий 10,5смK.35(t), но есть 10,5 cm leFH 18/40, которые легко перемещаются вручную. А также в этих же списках присутствуют - 22см Mrs(f) и sFH 414 (f). А орудия 10,5смK.35(t) присутствуют у 170 дивизии. Вот и возникает вопрос, откуда там взялись чешки? Какого подразделения они?

stranik: Угу, на схеме одно, в донесении другое.

stranik: Это деталь. В списках батарей и подразделений, для адмирала Остланда, есть Pionier-Sonder-einsatz и что-то вроде Sonder und Foiler.....

Sasha: Все равно по идее должны быть позиции, если батарея Зандера не была транзитной. Еще вопрос. Перевод немецких донесений осуществлялся через гугл с последующей смысловой правкой?

Sasha: Встречал информацию, что 105 мм чешские орудия(вес 4 тонны) как и 105 мм К18(вес 6 тонн) отправляли на формирование морских батарей. А вот, нашел: К 1941 г. недостатки К 18 стали совершенно очевидными. Между тем для них еще осталась область применения - там, где большой вес и громоздкость не играли большой роли. Одним словом, К 18 вполне подходили как орудия береговой обороны. Могу одно сказать, почему в Мерекюла не поставили К18. У них УВН не имеет отрицательных углов. Соответственно надо готовить площадки специально, плюс к этому -получаем лгромную мертвую зону.

Sasha: veresh пишет: Для обеспечения своей безопасности батарея заняла "позицию восточней дороги в кустах и лесу"

Sasha: Извините, но я писал про другое на счет поля, зимы, снега, штормового ветра в 17-20 м в сек(в ту ночь) - это про чешские 4-тонные орудия, которые были выдвинуты с позиций. Вот мне лично интересно, как их передвигали. Силы расчета - не в счет, уже обьяснил почему. Хотя... была одна история про семитонное А19(возможно легенда). В 1943 году саперы по болоту тащили корпусное орудие А19, правда по частям и целую ночь.



полная версия страницы