Форум » Мерекюлаский десант. 1944г. 13-14 февраля. » Катера высадки десанта » Ответить

Катера высадки десанта

Radhost: [quote]В высадке десанта участвовали: «БМО-501», «БМО-505», «БМО-508», «БМО-509», «БМО-180», «БМО-181», «БМО-176», «БМО-177», «МБКА-563», «МБКА-562», «БКА-101», «БКА-102», «МО-122». Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? — М.:Политиздат, 1979[/quote] [quote]В отряд высадки десанта под общим командованием командира ОВР Островной ВМБ капитана 2 ранга Г. М. Горбачева входили 8 бронированных охотников (СКА № 501, 505, 508, 509, 510, 511, 514, 515), 2 бронекатера, 2 морских бронекатера и один связной катер. Морозов М., Сутормин В. - Морские охотники Сталина. Неизвестная война в Финском заливе. –М.:Яуза: ЭКСМО: 2013 – 176 с. ил.[/quote] Фотография с форума http://vif2ne.org/ от Алтын Предположительно это БМО-176(СКА №510)

Ответов - 47, стр: 1 2 3 4 All

stranik: Если честно, то сомневаюсь. Есть аэрофотосъемка, от 15 февраля. Фрагменты тут мелькают постоянно. Довольно большой участок моря. НИКАКИХ следов подбитых катеров. Да, это БМО. Но! 1. катер вмерз в лед. Лед виден и далее, за катером. Согласно аэрофотосъемке, участок моря, на траверзе Ауга, Мерекюла и до Силламяэ, свободен от льда. 2. Пробоины и следы взрывов просто критические, то есть он должен утонуть, а он практически сидит на днище - видна ватерлиния и кормовая часть днища, то есть БМО, либо на мели, либо уже у берега. Согласно материалам http://maxstar.ee/ru/news/desant-merekyula.html 176ой найден на глубине от 6 до 8 м, поблизости нет ни отмелей, ни банок.

Radhost: Просто в кадр аэрофотосъемки не попал БМО. Погибло в общей сложности десять БМО. Если учесть, что они всегда шли в первом эшелоне сил высадки и то, что значительная часть из этих БМО погибла на минах (так, подорвались во время боев за о. Тейкарсари «503» и «505»), эта цифра никоим образом не противоречит выводу о том, что бронированные охотники — «утюжки», как называли их моряки, были сделаны на совесть и имели высокую боевую живучесть. http://www.barque.ru/stories/1982/leningradites_build_small_metal_hunters Два из них погибли у Мерекюла. На обратной стороне надпись "Körfezi kiyilarina çikarma teşebbüsünde bulunan bir sovyet gemisinin alman sahil topçu ateşinden sonraki hal i." Советский корабль в финском заливе, разбитый немецкой береговой артиллерией. Нет просто других, погибших при подобных обстоятельствах. Про ледовую обстановку. Так прошло пять дней и ночей. Гитлеровцы не делали попыток подойти к катеру. На шестой день, когда мороз скрепил пригнанную ветром с моря массу плавающего льда, моряки решили уходить. Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? — М.:Политиздат, 1979

Radhost: Кроме БМО-176(СКА №510) быть некому. Морозов М., Сутормин В. - Морские охотники Сталина. Неизвестная война в Финском заливе. –М.:Яуза: ЭКСМО: 2013 – 176 с. ил.


stranik: Странно, как-то. У кого то явно есть ошибка либо повторение непроверенной информации. Попробуем разобраться, хотя бы в возможности такого снимка. Как ни странно, они были. 1. Фрагмент карты, современной морской карты, с разметками глубин. В принципе, мы видим, что глубины тут достаточно большие сейчас. Но есть небольшая каменистая банка, 1,7 м. Но.. 2. Фрагмент карты 1948г. И тут мы видим, что прямо, напротив Мерекюла идет каменистая коса.

stranik: К сожалению не смог найти навигационную карту Нарвского залива или устья Наровы, советского производства, до 1980г. Там было два интересных момента - обозначение ПОЛУЗАТОПЛЕНОГО судна и старой подводной мины. Только вот они лежали восточнее и дальше от берега, судно, примерно в 2х км. Хотя я могу и ошибаться. Может у кого есть эта карта? Если БМО был уничтожен на каменистой банке, под Мерекюла - то он должен быть на снимке. 1,5-2 кабельтовых - это очень маленькое расстояние, немцы обязательно бы подошли к катеру. так что может быть 1,5-2 мили? Иначе надо брать под сомнение информацию Гринкевича. Если спасшиеся матросы оказались на Кургальском полуострове, то им пришлось бы пересекать течение реки Нарвы, которое не замерзнет, за несколько дней. Это тоже вопрос - как они там оказались? Тут, ошибка может быть в том, что фразу - ... до 19 ч. 02 м.... , мы трактуем, как время, а это может быть - 19 число 02 месяца. Тогда Гринкевич прав и матросы, согласно сообщению, ушли с катера 19 февраля. Тогда и сфотографировать катер могли именно после 19го. Однако снова возникает вопрос - где этот катер, на съемке 15 февраля? Единственный кандидат. Но корпус катера просматривается крайне плохо, либо полузатоплен, либо это дефект снимка. Не видно надстройки и корпус слишком узкий. Ничего другого там нет. И да, на другом снимке, с моря, 14 мая, его тоже нет.

Radhost: Обратите внимание, где катерам было назначено рандеву. Десант, кстати, они высадили не там, где было запланировано.

Radhost: БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 02/ОП ШТАБА ОВМБ 4.2.44. О—в ЛАВЕНСААРИ. … ПРИКАЗЫВАЮ: А/ Отряду высадки в 04-ОО 08.02.44 внезапно высадить десант на побережье между деревней МЕРЕКЮЛЯ и деревней АУГА. Десант высадили не там, где было приказано, но в отчетных документах это отражения не получило. Схема действий десантного отряда в ночь с 13 на 14 февраля. Составлена по отчётным документам Островной Военно-морской базы. (Источник. Хроника Великой Отечественной войны на Балтийском море и Ладожском озере. Вып. 6. М., 1954) На катере МО-122 шел в десант комбат Маслов со своим штабом.

stranik: Спасибо, Radhost ! Походу дела, все пошло наперекосяк , с самого начала, но ни у кого не нашлось смелости, сыграть в обратную..

Radhost: Начиналась операция очень даже неплохо, от высадки "фронтом до 1 километра" отказались, высаживались в два эшелона. Канонерка была в районе №1 уже в 7.23. Только вот ни одного выстрела не сделали. НЕ ЗАБУДУ ТЕБЯ, КОМБАТ СВЯЗНОЙ КОМАНДИРА БАТАЛЬОНА ДЕСАНТНИКОВ — О МАЙОРЕ С. П. МАСЛОВЕ … И вот в ночь на 14 февраля мы тронулись под Нарву. На катере МО находились командир С. П. Маслов, начальник штаба В. А. Молков, писарь старшина первой статьи Тарасенко, я и приданные командиру радисты (фамилии их не знаю). Когда мы подошли к месту высадки, то левый фланг был сильно обстрелян фашистами. Там высаживалась вторая рота под командованием лейтенанта Засимова. А справа высаживалась первая рота под командованием старшего лейтенанта (фамилию не помню). Третья рота под командованием старшего лейтенанта Кузьменко шла как бы вторым эшелоном. Тогда майор Маслов приказал командиру катера повернуть к левому флангу в расположение второй роты. В это время я был ранен в правую руку, командир десанта приказал мне остаться на катере и вернуться обратно на базу. Я видел, как офицеры штаба батальона пошли к берегу по грудь в ледяной воде. С. П, Маслов крикнул: «Сообщи, если будешь жив, жене и детям об этом». Так мы навсегда расстались с командиром. Потом меня пересадили на бронекатер, который был перегружен убитыми и ранеными. Он сидел на мели, и немцы вели по нему сильный автоматный огонь. Пули ударялись о броню и рикошетили, добивали тех, кто был на палубе. Вскоре фашисты подкатили ору дия и первым же снарядом попали нам в корму. Этим враги помогли катеру сойти с этой банки или мели, и командир развернул его, взяв курс на Лавенсаари. … В. П. ЕФРЕМОВ, Дер. РУБЕЖНИК, Псковской области Теперь понятно, почему его перегрузили на другой катер, сидящий на мели(возможно, БМКА-508 старшего лейтенанта Орлова). МО-122 снова пошел к берегу. stranik,Похоже, ваше предположение имеет под собой основание. БМО-176 после высадки должен был идти не к рандеву, а в сторону Силламяэ. Как раз под огонь береговой батареи.

stranik: Резюме, по небольшому частному обмену мнениями, с Radhost . 1. Мы сходимся на том, что на фрагменте ниже, действительно БМО-176. Значит снимок, в начале темы - скорее всего тоже БМО-176. Он же СКА-510. 2. Высказано сомнение, что Макстар нашел именно БМО-176(СКА-510). Во первых, глубины совсем не подходят. Во вторых, я сомневаюсь, чтобы немцы оставили на корабле, который был в шаговой доступности, вооружение и боезапас. Но, так как Макстар, пока не предоставляет ни координат, ни хотя бы примерного места гибели катера, остаются вопросы - ЧТО нашел Макстар и точно ли это БМО-176(СКА-510)? Пока этой информации нет, то я ставлю под сомнение информацию, о нахождении БМО-176(СКА-510). 3, И тоже вопрос, к Макстар - на основании каких данных сделан вывод, что найденное судно - БМО-176(СКА-510)? Местоположение? Номера вооружения? Номера двигателей? Чего то другого? При этом, под сомнения не ставиться, что это не БМО - слишком много схожих черт - два основных, плюс вспомогательный двигатель, три винта, бронирование, ДШК 12,7 мм, 37 мм орудие...

Radhost: Для того, чтобы заявить о нахождении именно БМО-176(СКА-510), когда совсем рядом погиб катер БМО-177(СКА-511), у них должны были быть веские основания. До сих пор нет полной ясности, сколько катеров участвовало в высадке десанта. Какими условными знаками катера обозначались на схемах в эти годы? Нашел только

Radhost: Условное обозначение БКА ничем не подкреплено. А это что за зверь?

Radhost: Катер тральщик "ОВР-12", который должен был высадить на берег командира десанта и его штаб, сел на мель и был обстрелян противником. Командир десанта и его начальник штаба с частью личного состава вышли на берег; другая часть десантников, в том числе раненые радисты с тремя рациями, остались на катере. ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ ЛАДОЖСКОМ И ЧУДСКОМ ОЗЕРАХ Выпуск 6 (1 января - 18 июля 1944 г.) ВОЕННО-МОРСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР Москва - 1951 Этого катера в Вашем списке тоже нет.

stranik: Кстати, вот о катере ОВР. Это вообще что за тип катера? Я периодически сталкиваюсь с этим обозначением катера, но это точно не тип катера. ОВР - это вообще обозначение ОХРАНЫ ВОДНОГО РАЙОНА.

Radhost: Я нашел только ОВР-13 Типы "Д-2" и "Д-4" ОВР-13 (до 25.11.1942 г. "ОО-1") Бывший разъездной катер Особого отдела НКВД КБФ. 25.11.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. 16.03.1943 г. возвращен в класс рейдовых плавсредств. http://sovnavyww2.aiq.ru/smallminesweepers/typ_d4.htm Бронекатер Тип «МБК» проект 161 1. БК-507, с 12.11.1946 г. МКЛ-33, с 12.02.1949 г. БК-507 Заводской № 562. Заложен в мае 1943 г., спущен в августе 1943 г., вступил в строй 29.09.1943 г. и 4.02.1944г. включен в состав БФ. 6.03.1958 г. разоружен и сдан в ОФИ. Командир ст. л-нт ЛЕБЕДЕВ И.П. 2. БК-508, с 12.11.1946 г. МКЛ-34, с 12.02.1949 г. БК-508 Заводской № 563. Заложен 26.06.1943 г., спущен 19.09.1943 г., вступил в строй 12.10.1943 г. и 4.02.1944 г. включен в состав БФ. 6.03.1958 г. разоружен и сдан в ОФИ. Командир ст. л-нт Орлов Петр Петрович Бронекатер Проект «1124» 3. БКА № 101, с 22.02.1944 г. БК-101 Заводской № 101. Заложен в Ленинграде в 1940 г., спущен весной 1941 г., зачислен в списки 23.08.1941 г., 1.09.1941 г. принят от промышленности. 15.09.1941 г. вошел в состав БФ. С 3.10.1941 г. по 31.01.1942 г. находился в распоряжении ВС Ленинградского фронта. С 21.08 по 22.09.1944 г. входил в ЛВФ БФ. 2.12.1944г. вновь вошел в состав БФ. 4. БКА № 102, 22.02.1944 г. БК-102 Заводской № 102. 14.10.1941 г. включен в состав БФ (перечислен из ЛВФ). С 21.08. по 22.09.1944 г. входил вЛВФ БФ. Со 2.12.1944 г. вновь включен в состав БФ. Командир ст. л-нт Богоявленский Д.П. Малый охотник Тип БМО проект 194 Построены в 1943–1945 гг на заводе № 196 в Ленинграде. Корпус стальной. Из 11-го дивизиона сторожевых катеров 5. БМО-501 Заводской № 167. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 13.06.1943 г. и вошел в состав БФ. 6. БМО-505 Заводской № 171. Построен в 1942–1943 гг., вступил в строй 19.08.1943 г. и вошел в состав БФ. Командир ст. л-нт Лозинский Виталий Борисович 7. БМО-508 Заводской № 174. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 31.08.1943 г. и вошел в состав БФ. 8. БМО-509 Заводской № 175. Построен в 1942–1943 гг , вступил в строй 31.08.1943 г. и вошел в состав БФ. Командир ст. л-нт Расин И.С. Из 5-го дивизиона сторожевых катеров 9. БМО-510 Заводской № 176. Построен в 1943 г., вступил в строй 18.09.1943 г. и 15.10.1943 г. вошел в состав БФ. 14.02.1944 г. при высадке десанта в районе Мерекюла был поврежден артиллерией, возник пожар, катер сел на мель и … Командир ст. л-нт ВОРОНИН Сергей Сергеевич 10. БМО-511 Заводской № 177. Построен в 1943 г., вступил в строй 28.09.1943 г. и 15.10.1943 г. вошел в состав БФ. 14.02.1944 г. при высадке десанта в районе Мерекюла затонул, предположительно, от артогня противника. Командир ст. л-нт БЫКОВ Александр Васильевич 11. БМО-514 Заводской № 180. Построен в 1943 г., вступил в строй 30.10.1943 г. и вошел в состав БФ. Командир ст. л-нт Глинспон М. А. 12. БМО-515 Заводской № 181. Построен в 1943 г., вступил в строй 31.10.1943 г. и вошел в состав БФ. Малый охотник Тип МО-4 13. МО № 122 (до 10.10.1939 г. МО № 322, до 11.05.1939 г. ВР-25), с 25.07.1941 г. МО № 932, с 9.08.1941 г. МО№ 122, с 14.10.1941 г. МО-Л-122, с 2.01.1945 г. МО-122 Построен в 1937–1938 гг. Вступил в строй 27.08.1938 г. и 21.09.1938 г. вошел в состав БФ. Командир ст. л-нт Кондратюк



полная версия страницы