Форум » БАТАРЕИ ИДА ВИРУМАА » Батарея Синимяэ/Хундинурга. » Ответить

Батарея Синимяэ/Хундинурга.

stranik: Российская батарея. 1913-1915 г.г., Позиция из состава Наровской оборонительной линии. 4 орудия - 9-дм. (229-мм) береговая мортира обр. 1877 г. на станке Дурляхера, на бетонных основаниях. XY: 6586568.36, 719108.40

Ответов - 37, стр: 1 2 3 All

RoMa: Ну, что ж. Этой батарее было отдано много сил и времени. Наверно настало время и поделиться. Это одна из наиболее сохранившихся батарей ПМВ, и о ней есть хоть какие-то упоминания [/url]

RoMa: Трудно сказать точное время постройки, но предположительно это одна из первых батарей Наровской укреплённой позиции. Находится на стратегически важном месте, прикрывая своим огнём сектор практически от Метскюла до Пиместику на расстояние свыше 7км. Батарея была вооружена 9" морскими мортирами образца 1877.

RoMa: Орудия могли работать вкруговую, но из-за конфигурации двориков и возможности подвоза тяжеленных боеприпасов, "комфортный" рабочий сектор составлял 100гр при азимуте 220-320 Красные линии- рабочий сектор с гарантированной дальностью поражения, серые линии- направление стволов при взрыве орудий.


RoMa: Вот такие малышки тут стояли ( фото модели С. Войцеховича) [url=https://postimg.cc/3dwWpS4n][/url] В справке о позиционной артиллерии Северного фронта, находящихся на тыловых позициях, к 28 января 1916 г. 9-дм мортир обр.1877 г. было: на Наровской – 4 орудия 9-дм. (229-мм) береговая мортира обр. 1877 г. на станке Дурляхера Калибр, мм. 229 Длина ствола, мм. 2667 Длина канала, мм. 2083 Длина нарезной части, мм. 1240 Число нарезом, шт. 52 Глубина нарезов, мм. 1,52 Вес ствола с замком, кг. 5504 Наибольшая дальность в км: - 7,7. Начальная скорость в м/сек - 320,3 Вес системы в т: в походном положении - 5,5, в боевом положении - 15,2. Боеприпасы стальная бронебойная бомба с центрирующим утолщением длиной 571,5 мм и весом 126,1 кг. ВВ – 1,65 кг артиллерийского, а затем и бездымного пороха. Взрыватель – донная трубка 1883/1896 гг.; Бомба закаленного чугуна (бронебойная) с двумя медными поясками длиной 571,5 мм и весом 126,1 кг ВВ – 2,25 кг артиллерийского, а затем бездымного пороха. Взрыватель – донная трубка 1883-1896 гг.; Стальная полубронебойная бомба с центрирующим утолщением длиной 742,9 мм ивесом 137,2 кг ВВ – 17,6 кг пироксилина, затем 17,6 кг тротила. Взрыватель донный Гельфрейха; Обыкновенного чугуна с центрирующим утолщением длиной 571,5 мм и весом 112,6 кг. ВВ- 6,8 кг крупнозернистого и ружейного пороха. Взрыватель – ударная трубка обр.1884 г.; Бомба обыкновенного чугуна с двумя медными поясками длиной 571,5 мм и весом 111 кг. ВВ – 5 кг черного пороха. Взрыватель прусского образца; Стальная фугасная бомба с центрирующим утолщением длиной 1028 мм и весом 139,2 кг. ВВ – 16,6 кг тротила. Полный заряд крупнозернистого пороха для стальной и закаленного чугуна бомб составлял 12,7 кг, а под бомбы обыкновенного чугуна – 13,1 кг.

RoMa: "Под лафеты Дурляхера назначались бетонные основания с углом горизонтальногонаведения 360 град. Толщина бетонного основания – 1676 мм. ( ?!! ) Диаметр верхней площадки основания – 6,4 м. В середине основания бетонная тумба высотой 648 мм и диаметром 2032 мм." (с) Ширина станка – 1200 мм; Длина поворотной рамы – 4389 мм; Ширина поворотной рамы – 1200 мм; Толщина станин станка и рамы – 25 мм; Радиус вращения системы – 3462 мм;(с) Посмотрим как это выглядит на местности С помощью щупа были найдены границы бетонного основания и установлены вешки После замеров и раздумий с карандашом, нарисовалась такая картинка В основании лежит правильный восьмигранник с размером 7,2м по граням и общая ширина обшитого брёвнами дворика порядка 9м.

stranik: RoMa Как я понимаю, что это первая (и единственная) оснащенная батарея Наровской позиции? А что по остальным батареям? На фортоведе так и не довели этот вопрос до конца. Особенно по южным , от железной дороги, батареям. Там, кроме вышеозначеной, возможно есть минимум 2 батарея, плюс 6 сомнительных мест, уже в самом болоте. То ли остатки батарей, перестроенные немцами в опорные пункты. То ли изначально опорные пехотные пункты Наровской позиции. Сам я там не был, не дошел. А видны они на рельефных картах, спасибо Maaamet. Небольшой список, может интересно кому. - XY: 6586573.37, 719207.05 - мортирная батарея Хурдинург. - - XY: 6586056.58, 720055.78 - Позиция на краю поля высоковольной линии, восточнее первой позиции. - XY: 6585615.99, 720308.59 - позиция через высоковольтку, южнее. Комплекс из трех позиций: - XY: 6584545.72, 719517.14 - XY: 6583971.72, 719584.95 - XY: 6583338.09, 719797.71 Перед большими позициями, что-то тоже просматривается, помельче (в желтом круге): Потом, южнее, идут два, крупных, явно пехотных опорных узла и снова, две позиции: - XY: 6579367.99, 719786.02 - XY: 6578880.49, 720071.86 - эта позиция практически не просматривается и сомнительна. Потом начинаются карьерные разработки и Эстонская ГРЭС. И между станцией и карьером очень заметен пехотный опорный пункт, либо еще одна батарея, совмещенная с опорным пунктом. И да, еще одно место, рядом с Торнимяги, на которое мало кто обращает внимание.

RoMa: Обширненько, Вы, уважаемый stranik, охватили местность. Когда я начал изучать Наровскую укреплённую позицию, я даже близко не представлял себе масштабы строительства. И сейчас, раскопав пару процентов, могу сказать что тема огромна, разбирать её надо по кусочкам. Батарея, группа батарей, пехотные позиции к ним... Объекты, Вами указанные, я конечно видел, на большинстве был. НО, повторю слова одного уважаемого историка : мало что-то видеть, надо ещё понять, что ты видишь. Плюс, ко всем проблемам, невозможно уже определить из-за наслоений разных эпох исходный объект. stranik пишет: Как я понимаю, что это первая (и единственная) оснащенная батарея Наровской позиции? Первая или вторая сейчас определить трудно, скажем одна из первых. Шло одновременное строительство как минимум десятка батарей. И уж точно не единственная вооружённая батарея. По некоторым данным у этой батареи была сестричка, прямо рядом, 200 метров на север через железку. Точных архивных данных пока не видел. Однако, "по моим данным на Наровской позиции 9 дм. мортиры были, было их 2 батареи по 4 орудия, итого 8 орудий, орудия в октябре 1915 г. были. По имеющимся но не мной добытым сведениям эти орудия были на своих местах и в январе 1916 г. вот только человек ссылается РГВИА ф. 2043 д. 336 и пишет что там было 4 9 дм. мортиры об. 1877 г. и 4 9 дм. пушки об. 1867 г. По моим данным из ф. 2043 д. 221 там все же было 2 батареи по 4 9 дм. мортиры об. 1877 г. подписывал отчет Командир бригады Петербургской крепостной артиллерии полковник Зейце, все позиции были в его ведение. Но впринципе и в отчетах Зейце я увидел несоответствие по типам орудий при совпадении калибров, так что и первый и второй вариант имеют право быть, а могли и просто поменять пушки между октябрем и январем."(с) Собственно Дмитрий Артамонов. И ещё, от него же: "по сопутствующим материалам я так понимаю артиллерия тяжелая сгруппирована в северной части позиции в районе ж/д тупика на 223 версте и рядом с ж/д станцией Корф, "(с)

stranik: RoMa , понятно, что тема очень обширная. Я к ней давно подбирался, но... Пока могу только дистанционно. Странно, что этим районом мало кто интересовался, окромя энтузиастов.

RoMa: Вернёмся, таки, к нашей батарее. После нескольких поверхностных осмотров, увидев определённую повторяемость повреждений, было принято решение по расчистке бетонных оснований и детального изучения повреждений. ИМХО, батарея была полностью комплектна, с боеприпасами и видимо с какой-то численностью л.с. Подрыв орудий был произведён с помощью собственных пороховых зарядов в матерчатых картузах. Об этом говорят крупные ровные отколы бетона, без признаков дробления (безбризантный заряд). Перед подрывом на каждом орудии была откручена гайка на центральном шворне. Это позволило орудию вместе со станком и рамой свободно сняться с оси, не оставив на ней никаких следов. Пороховые заряды были расположены в задней части, между рамой и бетонным основанием, причём заряд с одной стороны рамы был чуть больше. Это сразу дало направление завала орудия на бок. При внимательном взгляде со стороны хорошо видна ширина установленного на бетон предмета и эпицентры взрывов. На фото выше, на основании уложены палки, имитируещие ширину рамы станка Дурляхера и направление ствола на момент взрыва. Взрыв был относительно слабый, если это можно применить к 15-ти тонному предмету. Мортиру подкинуло на считанные сантиметры, снялась со шворня и упала боком на своё бетонное основание, оставив чёткий прямой рубец и отколов приличный кусок бетона. На некоторых основаниях есть отметки в передней части основания. Можно предположить, что мортира сначала нырнула вперёд, упёрлась цилиндрами тормоза отката, а потом завалилась на бок. Учитывая вес верхней части орудия и размах его при падении с переворотом обязательно должен быть след и на нижнем бетонном блине, но там вода, грязь, копать не перекопать... [url=https://postimages.org/][/url]

stranik: RoMa т.е., это следует понимать, что торопились, но не планировали орудия уничтожать? Но и не было время разбирать?

RoMa: Исходя из имеющихся документов. Войска должны были отступить на подготовленные позиции. И батареи ждали их. Процитирую своё сообщение из фортоведа : "Части 49-го корпуса под общим командованием начальника 4-й Финляндской дивизии Иванова должны были 23 февраля выступить и перейти на нарвские позиции, где подготовить для упорной обороны участок от моря у Пиместик (Силламяэ) до Уздна (Засека) включ., " Соответственно боеготовые батареи ждали подхода своих частей и должны были на месте обеспечить, содействовать и тд и тп... Части 49 корпуса не разгрузились ни на Вайвара, ни на Корф, проследовали по жд в Нарву и далее в Ямбург. На 26-27 февраля стало ясно, что батареи остались одни, без прикрытия. Отсюда и названная мной дата подрыва 27+-1 день.

RoMa: Посмотрим на архивные телеграммы, чтобы понять размер хаоса в войсках на этот период. Это был крах всей старой системы, масштабное отступление, если не сказать - бегство. И зарождение новой, Красной Армии, пока ещё ни на что особое не способной. [url=https://postimg.cc/HJRzgwH4][/url] [url=https://postimg.cc/6yWmzhQy][/url] [url=https://postimg.cc/mPcV6pW2][/url] [url=https://postimg.cc/LhNT4FH8][/url] Спасибо Наталье, это её добыча)

RoMa: Самые последние дни боёв в районе батарей описываются так: " Войска противника энергично подтягивались к Нарве. Во второй половине дня 1 марта превосходящие силы немцев перешли в наступление и после упорного боя овладели населенным пунктом Йыхви, а потом и станцией. 2 марта отряд врага, усиленный двумя мотоциклетными батальонами с батареей, занял станцию Вайзара. В ночь на 3 марта железнодорожный состав с красноармейским отрядом несколько раз подходил к станции Вайвара и обстреливал немцев артиллерией и пулеметами. С утра 3 марта враг продолжал развивать наступление на Нарву. Одна колонна его войск продвигалась вдоль железной дороги, другая — севернее по шоссе. Части противника, наступавшие вдоль железной дороги, завязали встречный бой с подошедшим сводным краснофлотским отрядом (около 1000 человек) под командованием П. Е. Дыбенко, поддерживавшимся огнем железнодорожной батареи в составе двух орудий. Бой шел с большим напряжением и ожесточением. Наши войска неоднократно переходили в контратаки. Матросы сражались геройски{214}, но слабо обученные (наступали колоннами), они несли большие потери{215} от огня противника, занимавшего командные высоты к востоку от ст. Вайвара. Однако все атаки противника с фронта были отбиты. Сводный отряд вынужден был отойти лишь после того, как наступавшая севернее колонна противника сбила оборонявшиеся там отряды и создала угрозу обхода с тыла. [137] Около 15 часов северная колонна немецких войск вышла к высотам в 5 км северо-западнее Нарвы, где была остановлена упорным сопротивлением красноармейских отрядов. Противник, потеряв в бою несколько десятков самокатчиков, подтянул артиллерию, но продвинуться дальше в этот день не смог{216}. Было остановлено также наступление вражеской колонны, двигавшейся вдоль железной дороги. 3 марта в Брест-Литовске был подписан мирный договор. После этого в ночь на 4 марта советские войска оставили Нарву. Дальнейшее продвижение противника на Петроград было остановлено красноармейскими отрядами восточнее Нарвы, в районе Кингисеппа (Ямбурга).(с) Источник: http://militera.lib.ru/h/cherepanov_ai3/05.html Как видим, никакой старой армии и батарей уже не было. Основной задачей нашей батареи, глядя на карту, можно назвать уничтожение станции Вайвара и моста через Сытке.

stranik: RoMa огромное спасибо, за развернутую информацию.

RoMa: stranik, да не за что. Жаль, что архивные историки не торопятся нам помочь. Нарисовал пока общий план батареи, ну как смог))). Между двориками находятся то ли укрытия, то ли склады для первых выстрелов. Размер не промерял, видны по провалу. В принципе обычный блиндаж. [url=https://postimg.cc/jW6q8jxG][/url] Кстати, так и не выяснил для чего нужны эти "рожки" у двориков. По профилю не понять были они с подъёмом или с вертикальной стенкой в конце. Если стенки были отвесные, то вероятно они вообще были перекрыты сверху, типа ниш. Р.С рожек бывает и три, на другой батарее покажу.



полная версия страницы