Форум » БАТАРЕИ ИДА ВИРУМАА » Батарея Синимяэ/Хундинурга. » Ответить

Батарея Синимяэ/Хундинурга.

stranik: Российская батарея. 1913-1915 г.г., Позиция из состава Наровской оборонительной линии. 4 орудия - 9-дм. (229-мм) береговая мортира обр. 1877 г. на станке Дурляхера, на бетонных основаниях. XY: 6586568.36, 719108.40

Ответов - 37, стр: 1 2 3 All

RoMa: Ну, что ж. Этой батарее было отдано много сил и времени. Наверно настало время и поделиться. Это одна из наиболее сохранившихся батарей ПМВ, и о ней есть хоть какие-то упоминания [/url]

RoMa: Трудно сказать точное время постройки, но предположительно это одна из первых батарей Наровской укреплённой позиции. Находится на стратегически важном месте, прикрывая своим огнём сектор практически от Метскюла до Пиместику на расстояние свыше 7км. Батарея была вооружена 9" морскими мортирами образца 1877.

RoMa: Орудия могли работать вкруговую, но из-за конфигурации двориков и возможности подвоза тяжеленных боеприпасов, "комфортный" рабочий сектор составлял 100гр при азимуте 220-320 Красные линии- рабочий сектор с гарантированной дальностью поражения, серые линии- направление стволов при взрыве орудий.


RoMa: Вот такие малышки тут стояли ( фото модели С. Войцеховича) [url=https://postimg.cc/3dwWpS4n][/url] В справке о позиционной артиллерии Северного фронта, находящихся на тыловых позициях, к 28 января 1916 г. 9-дм мортир обр.1877 г. было: на Наровской – 4 орудия 9-дм. (229-мм) береговая мортира обр. 1877 г. на станке Дурляхера Калибр, мм. 229 Длина ствола, мм. 2667 Длина канала, мм. 2083 Длина нарезной части, мм. 1240 Число нарезом, шт. 52 Глубина нарезов, мм. 1,52 Вес ствола с замком, кг. 5504 Наибольшая дальность в км: - 7,7. Начальная скорость в м/сек - 320,3 Вес системы в т: в походном положении - 5,5, в боевом положении - 15,2. Боеприпасы стальная бронебойная бомба с центрирующим утолщением длиной 571,5 мм и весом 126,1 кг. ВВ – 1,65 кг артиллерийского, а затем и бездымного пороха. Взрыватель – донная трубка 1883/1896 гг.; Бомба закаленного чугуна (бронебойная) с двумя медными поясками длиной 571,5 мм и весом 126,1 кг ВВ – 2,25 кг артиллерийского, а затем бездымного пороха. Взрыватель – донная трубка 1883-1896 гг.; Стальная полубронебойная бомба с центрирующим утолщением длиной 742,9 мм ивесом 137,2 кг ВВ – 17,6 кг пироксилина, затем 17,6 кг тротила. Взрыватель донный Гельфрейха; Обыкновенного чугуна с центрирующим утолщением длиной 571,5 мм и весом 112,6 кг. ВВ- 6,8 кг крупнозернистого и ружейного пороха. Взрыватель – ударная трубка обр.1884 г.; Бомба обыкновенного чугуна с двумя медными поясками длиной 571,5 мм и весом 111 кг. ВВ – 5 кг черного пороха. Взрыватель прусского образца; Стальная фугасная бомба с центрирующим утолщением длиной 1028 мм и весом 139,2 кг. ВВ – 16,6 кг тротила. Полный заряд крупнозернистого пороха для стальной и закаленного чугуна бомб составлял 12,7 кг, а под бомбы обыкновенного чугуна – 13,1 кг.

RoMa: "Под лафеты Дурляхера назначались бетонные основания с углом горизонтальногонаведения 360 град. Толщина бетонного основания – 1676 мм. ( ?!! ) Диаметр верхней площадки основания – 6,4 м. В середине основания бетонная тумба высотой 648 мм и диаметром 2032 мм." (с) Ширина станка – 1200 мм; Длина поворотной рамы – 4389 мм; Ширина поворотной рамы – 1200 мм; Толщина станин станка и рамы – 25 мм; Радиус вращения системы – 3462 мм;(с) Посмотрим как это выглядит на местности С помощью щупа были найдены границы бетонного основания и установлены вешки После замеров и раздумий с карандашом, нарисовалась такая картинка В основании лежит правильный восьмигранник с размером 7,2м по граням и общая ширина обшитого брёвнами дворика порядка 9м.

stranik: RoMa Как я понимаю, что это первая (и единственная) оснащенная батарея Наровской позиции? А что по остальным батареям? На фортоведе так и не довели этот вопрос до конца. Особенно по южным , от железной дороги, батареям. Там, кроме вышеозначеной, возможно есть минимум 2 батарея, плюс 6 сомнительных мест, уже в самом болоте. То ли остатки батарей, перестроенные немцами в опорные пункты. То ли изначально опорные пехотные пункты Наровской позиции. Сам я там не был, не дошел. А видны они на рельефных картах, спасибо Maaamet. Небольшой список, может интересно кому. - XY: 6586573.37, 719207.05 - мортирная батарея Хурдинург. - - XY: 6586056.58, 720055.78 - Позиция на краю поля высоковольной линии, восточнее первой позиции. - XY: 6585615.99, 720308.59 - позиция через высоковольтку, южнее. Комплекс из трех позиций: - XY: 6584545.72, 719517.14 - XY: 6583971.72, 719584.95 - XY: 6583338.09, 719797.71 Перед большими позициями, что-то тоже просматривается, помельче (в желтом круге): Потом, южнее, идут два, крупных, явно пехотных опорных узла и снова, две позиции: - XY: 6579367.99, 719786.02 - XY: 6578880.49, 720071.86 - эта позиция практически не просматривается и сомнительна. Потом начинаются карьерные разработки и Эстонская ГРЭС. И между станцией и карьером очень заметен пехотный опорный пункт, либо еще одна батарея, совмещенная с опорным пунктом. И да, еще одно место, рядом с Торнимяги, на которое мало кто обращает внимание.

RoMa: Обширненько, Вы, уважаемый stranik, охватили местность. Когда я начал изучать Наровскую укреплённую позицию, я даже близко не представлял себе масштабы строительства. И сейчас, раскопав пару процентов, могу сказать что тема огромна, разбирать её надо по кусочкам. Батарея, группа батарей, пехотные позиции к ним... Объекты, Вами указанные, я конечно видел, на большинстве был. НО, повторю слова одного уважаемого историка : мало что-то видеть, надо ещё понять, что ты видишь. Плюс, ко всем проблемам, невозможно уже определить из-за наслоений разных эпох исходный объект. stranik пишет: Как я понимаю, что это первая (и единственная) оснащенная батарея Наровской позиции? Первая или вторая сейчас определить трудно, скажем одна из первых. Шло одновременное строительство как минимум десятка батарей. И уж точно не единственная вооружённая батарея. По некоторым данным у этой батареи была сестричка, прямо рядом, 200 метров на север через железку. Точных архивных данных пока не видел. Однако, "по моим данным на Наровской позиции 9 дм. мортиры были, было их 2 батареи по 4 орудия, итого 8 орудий, орудия в октябре 1915 г. были. По имеющимся но не мной добытым сведениям эти орудия были на своих местах и в январе 1916 г. вот только человек ссылается РГВИА ф. 2043 д. 336 и пишет что там было 4 9 дм. мортиры об. 1877 г. и 4 9 дм. пушки об. 1867 г. По моим данным из ф. 2043 д. 221 там все же было 2 батареи по 4 9 дм. мортиры об. 1877 г. подписывал отчет Командир бригады Петербургской крепостной артиллерии полковник Зейце, все позиции были в его ведение. Но впринципе и в отчетах Зейце я увидел несоответствие по типам орудий при совпадении калибров, так что и первый и второй вариант имеют право быть, а могли и просто поменять пушки между октябрем и январем."(с) Собственно Дмитрий Артамонов. И ещё, от него же: "по сопутствующим материалам я так понимаю артиллерия тяжелая сгруппирована в северной части позиции в районе ж/д тупика на 223 версте и рядом с ж/д станцией Корф, "(с)

stranik: RoMa , понятно, что тема очень обширная. Я к ней давно подбирался, но... Пока могу только дистанционно. Странно, что этим районом мало кто интересовался, окромя энтузиастов.

RoMa: Вернёмся, таки, к нашей батарее. После нескольких поверхностных осмотров, увидев определённую повторяемость повреждений, было принято решение по расчистке бетонных оснований и детального изучения повреждений. ИМХО, батарея была полностью комплектна, с боеприпасами и видимо с какой-то численностью л.с. Подрыв орудий был произведён с помощью собственных пороховых зарядов в матерчатых картузах. Об этом говорят крупные ровные отколы бетона, без признаков дробления (безбризантный заряд). Перед подрывом на каждом орудии была откручена гайка на центральном шворне. Это позволило орудию вместе со станком и рамой свободно сняться с оси, не оставив на ней никаких следов. Пороховые заряды были расположены в задней части, между рамой и бетонным основанием, причём заряд с одной стороны рамы был чуть больше. Это сразу дало направление завала орудия на бок. При внимательном взгляде со стороны хорошо видна ширина установленного на бетон предмета и эпицентры взрывов. На фото выше, на основании уложены палки, имитируещие ширину рамы станка Дурляхера и направление ствола на момент взрыва. Взрыв был относительно слабый, если это можно применить к 15-ти тонному предмету. Мортиру подкинуло на считанные сантиметры, снялась со шворня и упала боком на своё бетонное основание, оставив чёткий прямой рубец и отколов приличный кусок бетона. На некоторых основаниях есть отметки в передней части основания. Можно предположить, что мортира сначала нырнула вперёд, упёрлась цилиндрами тормоза отката, а потом завалилась на бок. Учитывая вес верхней части орудия и размах его при падении с переворотом обязательно должен быть след и на нижнем бетонном блине, но там вода, грязь, копать не перекопать... [url=https://postimages.org/][/url]

stranik: RoMa т.е., это следует понимать, что торопились, но не планировали орудия уничтожать? Но и не было время разбирать?

RoMa: Исходя из имеющихся документов. Войска должны были отступить на подготовленные позиции. И батареи ждали их. Процитирую своё сообщение из фортоведа : "Части 49-го корпуса под общим командованием начальника 4-й Финляндской дивизии Иванова должны были 23 февраля выступить и перейти на нарвские позиции, где подготовить для упорной обороны участок от моря у Пиместик (Силламяэ) до Уздна (Засека) включ., " Соответственно боеготовые батареи ждали подхода своих частей и должны были на месте обеспечить, содействовать и тд и тп... Части 49 корпуса не разгрузились ни на Вайвара, ни на Корф, проследовали по жд в Нарву и далее в Ямбург. На 26-27 февраля стало ясно, что батареи остались одни, без прикрытия. Отсюда и названная мной дата подрыва 27+-1 день.

RoMa: Посмотрим на архивные телеграммы, чтобы понять размер хаоса в войсках на этот период. Это был крах всей старой системы, масштабное отступление, если не сказать - бегство. И зарождение новой, Красной Армии, пока ещё ни на что особое не способной. [url=https://postimg.cc/HJRzgwH4][/url] [url=https://postimg.cc/6yWmzhQy][/url] [url=https://postimg.cc/mPcV6pW2][/url] [url=https://postimg.cc/LhNT4FH8][/url] Спасибо Наталье, это её добыча)

RoMa: Самые последние дни боёв в районе батарей описываются так: " Войска противника энергично подтягивались к Нарве. Во второй половине дня 1 марта превосходящие силы немцев перешли в наступление и после упорного боя овладели населенным пунктом Йыхви, а потом и станцией. 2 марта отряд врага, усиленный двумя мотоциклетными батальонами с батареей, занял станцию Вайзара. В ночь на 3 марта железнодорожный состав с красноармейским отрядом несколько раз подходил к станции Вайвара и обстреливал немцев артиллерией и пулеметами. С утра 3 марта враг продолжал развивать наступление на Нарву. Одна колонна его войск продвигалась вдоль железной дороги, другая — севернее по шоссе. Части противника, наступавшие вдоль железной дороги, завязали встречный бой с подошедшим сводным краснофлотским отрядом (около 1000 человек) под командованием П. Е. Дыбенко, поддерживавшимся огнем железнодорожной батареи в составе двух орудий. Бой шел с большим напряжением и ожесточением. Наши войска неоднократно переходили в контратаки. Матросы сражались геройски{214}, но слабо обученные (наступали колоннами), они несли большие потери{215} от огня противника, занимавшего командные высоты к востоку от ст. Вайвара. Однако все атаки противника с фронта были отбиты. Сводный отряд вынужден был отойти лишь после того, как наступавшая севернее колонна противника сбила оборонявшиеся там отряды и создала угрозу обхода с тыла. [137] Около 15 часов северная колонна немецких войск вышла к высотам в 5 км северо-западнее Нарвы, где была остановлена упорным сопротивлением красноармейских отрядов. Противник, потеряв в бою несколько десятков самокатчиков, подтянул артиллерию, но продвинуться дальше в этот день не смог{216}. Было остановлено также наступление вражеской колонны, двигавшейся вдоль железной дороги. 3 марта в Брест-Литовске был подписан мирный договор. После этого в ночь на 4 марта советские войска оставили Нарву. Дальнейшее продвижение противника на Петроград было остановлено красноармейскими отрядами восточнее Нарвы, в районе Кингисеппа (Ямбурга).(с) Источник: http://militera.lib.ru/h/cherepanov_ai3/05.html Как видим, никакой старой армии и батарей уже не было. Основной задачей нашей батареи, глядя на карту, можно назвать уничтожение станции Вайвара и моста через Сытке.

stranik: RoMa огромное спасибо, за развернутую информацию.

RoMa: stranik, да не за что. Жаль, что архивные историки не торопятся нам помочь. Нарисовал пока общий план батареи, ну как смог))). Между двориками находятся то ли укрытия, то ли склады для первых выстрелов. Размер не промерял, видны по провалу. В принципе обычный блиндаж. [url=https://postimg.cc/jW6q8jxG][/url] Кстати, так и не выяснил для чего нужны эти "рожки" у двориков. По профилю не понять были они с подъёмом или с вертикальной стенкой в конце. Если стенки были отвесные, то вероятно они вообще были перекрыты сверху, типа ниш. Р.С рожек бывает и три, на другой батарее покажу.

stranik: RoMa, как вариант, для первых выстрелов запас.

RoMa: Рассказывая про подрыв упустил интересные детали. Взрывы были все разной мощности, видимо расчёт был на глазок. Заряжали по очереди, начали с №3. Напихали и под полки рамы и под площадку/днище рамы, ну в общем сколько влезло... Азимут ствола - 300. Бахнули, посмотрели - много, зря столько таскали. Завал на левый бок. [url=https://postimg.cc/RqJV3m25][/url] На №2 положили поменьше. Азимут ствола 0-5 гр. Бахнули, опять много, завал на правый бок. [url=https://postimg.cc/21bxMVK9][/url] Орудие №1, заложили только под полки рамы... Азимут- 240, завал на левый бок. [url=https://postimg.cc/2qk1stHc][/url] Ну видимо все устали, сыро, холодно. №4, самое дальнее от склада, положили ползаряда, и как оказалось- достаточно. Азимут ствола - 290. Завал на левый бок и основание почти целое [url=https://postimg.cc/8fvy24w5][/url] Также пороховым зарядом подорвали каменное строение. Бетонное перекрытие несколькими кусками легло внутрь целых стен. [url=https://postimg.cc/0r28w2Cr][/url] Последним взорвали погреб. Взрыв был чудовищный. Северная и восточная стена вынесена вместе с земляной отваловкой. Осталась южная стена с двумя входами и часть западной. Судя по всему вес боеприпасов измерялся десятками тонн. [url=https://postimg.cc/hfhHSFPJ][/url] Ну это, так, художественное отступление, как я себе этот процесс представил. Что в итоге получилось при взрыве орудий? Гайки на шворнях были откручены, все мортиры свободно спрыгнули с оси и улеглись рядом. На бетонной тумбе должны были остаться: опорная плита ( стальной блин 1520*50) одетая на шпильки, поверх неё роликовый круг в сепараторе, втулка центральная, одетые на шпильки вертикальные ролики- ограничители. При взрывах 2 и 3 роликовый круг вероятно разорвало и раскидало, плиту загнуло. Сами рамы скорее всего раздуло, да и в целом повреждения должны были быть многочисленные и серьёзные, за исключением стволов. Эту деталь не согнуть и не помять просто падением. И вот спустя какое-то время появился кто-то с кувалдой, кузнечным зубилом, ломом... Сначала ударами кувалды обломили все шпильки вместе с роликами ( почему не открутить?). Шпильки 6шт на 37мм (!) обломаны ровно по уровню опорной плиты и так на всех основаниях. Затем зубилом и ломом подрубились под плиту и сняли её. [url=https://postimg.cc/Yjjj1Vyk][/url]

RoMa: Старательно описывая методику подрыва и характерные повреждения даже не представлял что есть фото 100% подтверждающее мои выводы. Прям бальзам на душу. Монзунд, о.Муху, батарея 36, Орудие Бринка 10/45 на станке Дурляхера. [url=https://postimg.cc/xc2FhvHn][/url]

RoMa: Очень интересный архивный документ, который возможно поможет пролить свет на историю нашей батареи. РГВИА Ф2031 оп1 д107 Телеграмма НаШтаСеву от НаШтаКор 49 Супронович. 22.02.1918 Если бы ещё узнать где находился этот 13 мортирный дивизион. Косвенно имеющиеся данные указывают на Наровскую позицию. В т.ч основной задачей на эти дни был переход войск на Наровскую позицию. И до кучи : "летом 1916 г. на ст. Корф Балтийской жд дислоцировались 2-й и 3й дивизионы 13 бригады" (с) (13-я полевая тяжёлая артиллерийская бригада), но это 16-й год, потом постоянная путаница- то бригада, то дивизион, к 1918г данные всплывают в отчётах по МКИПВ. РС Как вариант развития событий. Л.с батареи сбежал, всё побросав и что-то подпортив, а добивать батарею пришла другая команда. Инженерные части, например, которые взрывали объекты после отхода армии.

RoMa: RoMa пишет: РС Как вариант развития событий. Л.с батареи сбежал, всё побросав и что-то подпортив, а добивать батарею пришла другая команда. Инженерные части, например, которые взрывали объекты после отхода армии. На правах измышлизмов. Морские батареи, благодаря своей некоторой удалённости, сохранили максимум личного состава, дисциплину и управляемость. Т.е это были наиболее боеспособные части на Наровской позиции.( во всяком случае батарея Мерекюль). Кроме того, подполковник Лобанов в 17 году вернулся на позицию в качестве командира и был на месте до последнего её дня. На основании этого можно сказать, что подрывом объектов Наровской позиции занималась команда морских батарей под руководством подполковника Лобанова.

RoMa: Фото процесса монтажа 9" мортир на Выборгской крепости.(Мортиры устаревшего образца). Всё вручную, механизация в виде домкратов только при установке самого ствола. Форма артиллеристов морской батареи похожа на обычную полевую форму. В качестве робы, поверх неё, одеты брезентовые фартуки.

Саша: Всем привет! Этой зимой и на прошлых выходных мы побывали на артпозициях севернее Синимяэских высот. Были проверены позиции дерево-земляных батарей у шоссе, и далее до финского залива - всего 4 штуки. Все батареи имеют абсолютно стандартные размеры, идентичные представленной выше. Имею предположить, что они все были построены для этого типа орудий.

RoMa: Все сухопутные батареи нашего участка позиции (кроме двух, самых южных) очень похожи по размерам и виду. Можно сказать, что строились по одному проекту, с корректировкой по местности. Мортирные батареи Хундинурга значительно крупнее и (во всяком случае сохранившаяся) имеют бетонные орудийные основания и значительно более мощные погреба. Если внимательно посмотреть на фото рельефа батареи Хундинурга (выше по теме), то отчётливо видно большое количество разных не поддающихся анализу шероховатостей. Это был большой военный городок с кучей деревянных построек. Казарма, штаб, пекарня, лазарет, конюшня и тд и тп. Обязательно закрытый периметр с охраной (район-то населённый). Вероятно тут и находился центр нашего участка Наровской укреплённой позиции. Есть упоминания даже о наличии клуба с показом кино, в т.ч и местному населению. Здесь или рядом, возле церкви Вайвара- требуется дополнительное изучение.

RoMa: Измышлизмы- они такие измышлизмы… Но ведь не от вредности, а от скудности информации. Полковник (да, с 17-го года) Лобанов Викентий Николаевич «5 августа 1917 года назначен Верховным Главнокомандующим командиром Нарвской позиции. В должности до марта 1918 года.» (с) В.Ф.Ткаченко. Звучит как командир непонятно кого и чего. Согласно найденным спискам (без прямого указания должности) он являлся начальником Управления Отдельного Руководителя работ Укреплённой Наровской Позиции. На 18 октября 1917г (старый стиль) имеет в своём подчинении 31-го человека включая гражданских, из них 10 прапорщиков, 3 унт.офицера, 5 ефрейторов, 6 рядовых. Весьма странная, для армии, структура. Полковник командует взводом в котором половина прапорщики. При таком составе надо полагать, что в задачи этого управления входило поддержание объектов позиции в исправном состоянии, а для строительных и восстановительных работ привлекали гражданских работников. Кроме управления Лобанова (на октябрь 1917) на позиции находятся ещё как минимум 2 артиллерийских дивизиона по две батареи в каждом.

Antalja: 14 марта 1916 года газеты пишут, что: Рядом с церковью Вайвара военачальниками недавно был организован кинематограф. Если останется место после военнослужащих, местные жители также будут допущены к участию в показах. Показы проходят по четвергам, субботам и воскресеньям.

Antalja: Если говорить об обжитости этого района русскими военными в период великой войны, то нужно добавить эстонское аэтофото Кирикукюла, где опорник во всей красе.

RoMa: RoMa пишет: Если бы ещё узнать где находился этот 13 мортирный дивизион. Косвенно имеющиеся данные указывают на Наровскую позицию Все подозрения о причастности 13 мортирного дивизиона к Наровской позиции снимаются. Собсьно в телеграмме и содержится ответ кто и где, но для понимания пришлось изрыть кучу архивных дел. При формировании новых мортирных дивизионов принято решение о присвоении названия (номера) по номеру предполагаемого армейского корпуса распределения. Справка о мортирных дивизионах на 21.01.1916 «формируются: 13……………32………42…… итого 11 дивизионов. Корпуса не имеющих дивизионов: 13………32………42…… итого 14 корпусов.»(с) «13 мортирный дивизион заканчивает своё формирование к концу февраля ……ввиду восстановления 13 арм.корпуса…передать Северному фронту, ровно как и 42-й дивизион в состав 42-го арм.корпуса.» 21.01.1916(с) Т.е исходя из телеграммы. 13 мортирный дивизион в составе 13 арм.корпуса на 22 февраля 1918г находится в состоянии отхода от линии Пярну-Валга в сторону Везенберг/Тапс (Раквере/Тапа)

stranik: Я пытаюсь сейчас немного разобраться с описями ГАВМФ, по дореволюционному периоду, относительно позиций и обороны данного района. Чтобы идти в архив, с более конкретными вопросами. Так вот, по данному району очень мало единой информации - то ли это позиции относятся к сухопутному фронту, при этом пересекаются с моряками постоянно и иногда фигурируют в документах, как позиции МКПВ, то относятся к Кронштадту, то самостоятельная крепость. Измышлизмы, да, они такие. Я к чему... Если брать по аналогии, с Морской Крепостью Петра Великого, то три морских батареи, прикрывающие Нарвский залив и Нарву должны иметь свой сухопутный фронт. И кто-то его должен строить. По состоянию на 1 января 1917 года, в Квартином расписании частей гарнизона Кронштадской крепости имеется следующее : - Отдельный Кронштадский береговой артиллерийский дивизион Управление дивизиона. – м. Меррекюль, Везембергского уезда Эстляндской губ. 1-я и 2-я батареи. – Дачи м. Момплезир (!), Везембергского уезда Эстляндской губ. 3-я батарея. – дер. Гакково, Ямбургского уезда Петроградской губ. - 66-я рабочая дружина 1-я рота. – В м. Меррекюль в обывательских квартирах по отводу. 2-я рота. – В м. Кирьямо, в обывательских квартирах по отводу. (это рядом с Гакково) В итоге, пока мы имеем, отдельно - морскую крепость, и отдельно - сухопутный фронт. В некоторых источниках Гакково вообще тут никаким боком, типа отдельная временная батарея, со своим сухопутным фронтом. У то го же Ткаченко, Нарвская позиция - цитата: Нарвская позиция, состоящая из батарей "Мерикюля", "гакково" и "Удриа". Уничтожить в бою эту позицию несравнимо проще, нежели тот же форт "Обручев", имевщий солидную дополнительную инфраструктуру военно-оборонительного характера, объединённую в единый комплекс, то есть - форт. Кто-то вообще говорит, что Гакково - временная позиция. Только вот так ли это? Недалеко (Ревель) мы видим МКПВ, с мощным сухопутным фронтом. И в описях я постоянно сталкиваюсь с термином Морские крепости. И Либава, Ревель, Свеаборг, Моонзунд, Кронштадт именуются отдельно, но тоже крепостями. И постоянно везде присутствуют сухопутные части, подчиненные командованию морских крепостей. К чему я это все? Может мы просто смотрим на деревья, а леса не видим. И Нарвская позиция - это самостоятельная часть Морской крепости, со своим сухопутным фронтом. В описях ГАВМФ вся информация Главного Штаба Флота, о данном районе, тянется аж до 18 года, притом упоминается и Красная армия, и мятеж офицеров. То есть флотские пытались контролировать ситуацию и действовать. Но не в этом суть. Из материалов Управления начальников инженеров крепости Кронштадт. Мне попалось вот такие наименования - Нарвская позиция Северного района, Нарвский район обороны, а также, несколько раз дело - "По укреплению Южного берега и правого фланга Наровской позиции". Это дела 1916-1917г.г. Чуть раньше, с 1913г, появляются дела о укреплениях южного и северного берега Финского залива, выкупе земель и обоснования, в частности. Островные укрепления и укрепления вышеназванных крепостей идут отдельно. Далее. Полковник Лобанова, в 1916 - подполковник. В описях есть такое дело - Переписка с производителем работ Нарвского р-на, военными инженерами: подполковниками Лобановым и Будкевичем и капитаном Масловым, Всероссийского союза Красного креста и др. А в ветке про орудия в Нарвской крепости есть справка ( от Antalja), по данной персоне, где про подполковника Лобанова Винокентия Николаевича указано: 27.3.1916 – убыл в Нарву, старший производитель работ по постройке батарей южного фланга Морской Тыловой позиции Финского Залива. Это же подтверждается материалами Ткаченко (спасибо RoMa ). Т.е Лобанов В.Н. является офицером Управления начальников инженеров крепости Кронштадт, начальником Управления Отдельного Руководителя работ Укреплённой Наровской Позиции, а потом командует этой же позицией, что в принципе логично - он знает эту позицию, как 5 своих пальцев, сотрудничает с новой властью - ему и карты в руки. И что вырисовывается? То, о чем я писал выше. Нарвская позиция, это не только три береговые батареи, а еще и протяженный сухопутный фронт, со своей структурой, пунктом управления и вооружением, а также инфраструктурой - дороги, жел.дорога, казармы и прочее. Не все успели выстроить и оборудовать, а соответственно все связать в единую систему. Потому и такой разброд. Даже в простом - в наименовании крепости. В общем вот такая картина. К сожалению, пока нет времени, на полноценную разборку материала. Но я попробую добраться до архива.

stranik: Небольшое резюме, по названиям. 1. Наровская позиция. 2. Нарвская позиция Северного района. 3. Нарвская передовая позиция Кронштадтской крепости. Хотя, насколько я знаю, Передовая позиция базируется на островах. 4. Укрепленная Наровская позиция. т.е позиция по реке Нарова? 5.Батареи южного фланга Морской Тыловой позиции Финского Залива. Вот тут точно не Кронштадт, а скорее МКИПВ.

Antalja: Роман, волею судеб, три недели изучает через ргва и риа что есть соприкосновенное по батареям на основе найденной мной избирательной описи состава батарей. А моя задача на данный момент постараться перевести информацию эстонского периода, касающуюся в основном батареи Мерикюла, это даст представление о состоянии батареи на момент пришествия эстонцев.

RoMa: Тема нашей позиции действительно оказалась очень сложной. Название сухопутной позиции правильное, на которое меня неоднократно поправляли- Наровская Укреплённая Позиция, но в документах она как только не называлась. Морские батареи как бы при ней, но подчинение постоянно меняется и названия тоже. Но всё таки морские батареи сами по себе, хоть и в составе Наровской укреплённой позиции... В общем понятно, что ничего не понятно. Для Кронштадской крепости они передовая позиция, а для МКИПВ- тыловая. Вообще, я уже предлагал во избежание путаницы рассматривать морские и сухопутные раздельно. По части морских батарей я настоятельно рекомендую всем интересующимся прочитать статью В.Ф.Ткаченко " Нарвская артиллерийская позиция крепости Кронштадт 1915-1918гг." Публиковалась в альманахе "Цитадель №16". Это самый полный и подробный труд по нашим морским батареям. Статье уже 15 лет, но по сей день никто ничего к ней не добавил, за исключением некоторых уточнений. По сухопутной части. Я нигде не могу зацепиться за начало начал. Кто и с какого времени начал всё это строительство. ИМХО, но 1913 год это слишком рано, как и не верю в 1914, но возможно. Всё движение началось в 1915, к лету. Осенью 1915 жизнь кипела и на стройке и по вооружению. К лету 1916 построены 11 стационарных тяжёлых батарей, заготовки для 5 лёгких батарей для лёгкой полевой артиллерии, пехотные позиции, окопы, блокгаузы, опорные пункты.На позиции ТЫСЯЧИ человек личного состава, сотни лошадей и три дивизиона тяжёлой артиллерии, развёрнутые на 8 сухопутных батареях. На июнь 1916 развёрнуты: 1-й батальон 2-го запасного крепостного артиллерийского полка, 2-й и 3-й дивизионы 13-й полевой тяжёлой артиллерийской бригады. Командует всем этим хозяйством полковник Зейц Карл Флорентинович.

RoMa: Небольшой отрывок, описывающий историю аналогичной нашей 9" мортирной батареи в период от лета до конца 1917г на основании документов РГА ВМФ. Изложу своими словами. Летом 1917г на финском побережье Ботнического залива была проведена тщательная инспекция береговых батарей. В результате целая группа батарей, в т.ч 2 батареи 9“ мортир 1877г обр. признаны бесполезными в условиях предстоящих боевых действий и принято решение об их демонтаже и отправке на другие участки фронта. Основные претензии к мортирам были: очень низкая скорость стрельбы и абсолютная непригодность для стрельбы по движущимся целям. Т.е неповоротливая и безнадёжно устаревшая конструкция, непригодная для маневренной войны. Рапорт Инспектора Артиллерии 42-го арм. корпуса Командиру 42-го арм. корпуса от 28.07.1917. «Согласно Вашего приказания, доношу, что для снятия тяжёлых батарей с позиции и погрузки их на железную дорогу потребуется приблизительно: Для двух батарей 9“ береговых мортир около одного месяца на каждую, при условии наряда на каждую батарею не менее 250 солдат- рабочих, кроме самих солдат батареи.»(с) Батареи были сняты, погружены на железную дорогу, и далее началось выяснение куда их везти. Известный нам (с января 1917 ген.майор) Зейц запрашивает по всему Северному фронту: не нужна ли кому батарея 9" мортир? Сухопутный фронт, как и морские крепости, несмотря на недостаток вооружения и боеприпасов, дружно отказались от этого подарка. Их довезли до Свеаборга и не разгружая отправили дальше. В итоге... «Петроград, ГАУ. Комсухвойск просит сделать распоряжение о принятии Петроградским артскладом 9“ мортир, снятых с Ботнического залива и для Свеаборга ненужных. Мортиры уже отправляются. 9.12.1917»(с) Как отнести эту историю к нашей Хундинурга? Наша батарея могла сослужить службу неспешной стрельбой по неподвижным целям в позиционной войне, т.е именно на месте её нахождения. К 1918г боевая ценность этих мортир, по ряду причин, была практически нулевой. Перемещать батарею на рубеже 17/18гг хоть к фронту, хоть в тыл- не имело никакого смысла, а при дальнейшем развитии событий- не было ни времени, ни людей, ни вагонов. Да и желания тоже, судя по истории выше.

RoMa: Упомянутый выше полковник Зейц являлся самой главной фигурой на нашей Наровской позиции. Это был очень опытный военный, ко времени рассматриваемых событий ему было уже 50 лет, что для боевых офицеров того времени достаточно много. С 1915г. он занимался формированием артиллерийских частей и инспекцией артиллерии по Северному фронту. По части артиллерийского вооружения это был специалист высочайшего уровня. Источник: https://ria1914.info/index.php/%D0%97%D0%B5%D0%B9%D1%86_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Выложу биографию, немного от себя дополненную.

RoMa: Зейц Карл-Генрих-Роберт Флорентинович • Даты жизни: 05.11.1866- • Биография: Лютеранин. Получил образование в Нижегородском кадетском корпусе. В службу вступил 01.09.1885. Окончил 1-е военное Павловское училище. Выпущен Подпоручиком (ст. 11.08.1886) в Двинскую креп. артиллерию. Состоял в 5-й роте Динабургской креп. артиллерии (на 01.01.1889). Поручик (ст. 11.08.1890). Переведен в Усть-Двинскую креп. артиллерию (25.03.1894). Штабс-Капитан (ст. 25.07.1895). Переведен в Керченскую креп. артиллерию (28.10.1895). Заведовал лабораторией креп. артиллерии (1 г. 7 м.). Командовал ротой 7 л. 5 м. Капитан (пр. 1900; ст. 23.01.1900; за отличие). Участник русско-японской войны 1904-05. Принимал участие в обороне Порт-Артура, командовал батареей на Золотой горе. После капитуляции добровольно отправился в плен. Подполковник (пр. 1904; ст. 13.11.1904; за отличие). Переведен из бывш. Квантунской креп. артиллерии во 2-й Владивостокский креп. арт. полк. Заведовал хозяйством креп. артиллерии (1 г. и 9 м.). Командовал батальоном креп. артиллерии (5 м.). Полковник (пр. 1908; ст. 06.12.1908; за отличие). Командир 3-го Владивостокского креп. арт. полка (с 17.12.1908). Участник мировой войны. В сентябре 1915г- "Прикомандированный к штабу Северного фронта, командир бригады Петроградской крепостной артиллерии". С 23.04.1916- «Прикомандированный к штабу Северного фронта, Командующий 13-й полевой тяжёлой артиллерийской бригадой». С 5.11.1916 производится: Генерал-Майор с утв. в должн. На сентябрь 1917г 13-я полевая тяжёлая арт. бригада расформирована. С 24.09. 1917г.- Врид Инспектора Артиллерии сухопутных войск подчинённых Командующему флотом Балтийского моря. С 16.01. 1918г.- Врид Начальника артиллерийского управления при Верховном Главнокомандующем. В марте 1918г.- Начальник артиллерии Ставки РККА. Инспектор артиллерии Высшего Военного Совета (с 20.07.1918). На октябрь 1919г.- Врид Управляющего канцелярией председателя РевВоенСовета РСФСР. Последний из найденных документов датирован 29.03.1921г.

stranik: RoMa пишет: Я нигде не могу зацепиться за начало начал. Кто и с какого времени начал всё это строительство. ИМХО, но 1913 год это слишком рано, как и не верю в 1914, но возможно. Всё движение началось в 1915, к лету. Осенью 1915 жизнь кипела и на стройке и по вооружению. По этому поводу имеется несколько странная история. Дата начала работ, в районе Синимяэ, появилась на заре 2000х, В одном из тиражируемых источников, с опорой на якобы архивы, появилась дата начала строительства, 1911-1913 г.г В узком кругу эта дата обсуждалась, назывались даже имена руководителей работ. Именно так она и зафиксировалась тут. Но вот потом я не смог найти ни первоисточников, ни концов. Более того, на фортификационных форумах темы, про Синимяэ, просто исчезли, где-то в конце 10х. Почему - не знаю. Более того, почему-то появились ссылки на этот форум. На данный момент времени, мне тоже попадаются только ссылки на 1915 год, как начало строительных работ. Единственное объяснение - начало строительства Нарвской позиции ошибочно привязали к началу строительства МКиПВ, по датам похоже. Ну и с некоторой путаницей названий.

RoMa: МКИПВ № 1114. Яхта «Штандарт», Ревельский рейд, 29-го июня 1912 года. В 29-й день июня 1912 года МНОЮ произведена закладка военного порта в Ревеле, наименованного портом Императора Петра Великого и долженствующего служить столь необходимой базой для воссоздаваемого Балтийского флота. Как бы ни был искусно сооружен новый оплот наших вооруженных сил на побережье Балтийского моря, неприступность его будет покоиться первейшим образом на крепости духа тех чинов флота, на долю коих, в годину грозных испытаний, выпадет задача, в сознании священного долга пред Родиной, противопоставить нападению врага непоколебимую воинскую доблесть. Два века тому назад Император Петр Великий, велением которого была сооружена первая морская база в Кронштадте, завещал флоту оборонять этот порт «до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». В заботах о надлежащем развитии и укреплении морских вооруженных сил на Балтийском море, Я твердо верю, что личный состав любезного сердцу МОЕМУ флота объединен стремлением свято хранить завет Державного своего Основателя, и тщательно готовится к выполнению великой задачи, определяющей собой причину его бытия. Это стремление дает МНЕ уверенность, что, в осуществлении возлагаемой МНОЮ на Балтийский флот обороны, он будет неуклонно следовать примерам доблестных своих предков, стяжавших Андреевскому флагу на водах Финского залива и Ревельского рейда неувядаемую славу. На подлинном собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Николай».

stranik: Спасибо, RoMa ! Ну вот, дата закладки МКИПВ понятна. Где-то рядом дата начала строительства. Значит путаница с датами, по рассматриваемой Нарвской позиции, возможна. Достал 16ю "Цитадель", сижу и вдумчиво читаю Ткаченко.... И, несмотря на его хорошую аргументацию, у меня не складывается полная картина.



полная версия страницы