Форум » ИДА-ВИРУМАА: Фортификация, история, интересные объекты и древности Ида-Вирумаа » Немецкая военно-полевая узкоколейная железная дорога » Ответить

Немецкая военно-полевая узкоколейная железная дорога

Radhost: [quote]Бредем по болотистой лесной тропинке и ищем следы немецкой полевой железной дороги (Heeresfeldbahn) времен Второй мировой войны. – Что это вообще такое – полевая железная дорога? – спрашиваю я историка. – Определение очень простое, – говорит Мехис. – Полевая железная дорога – это используемая в военных целях железная дорога упрощенного типа, которую можно достаточно просто и быстро проложить и так же быстро собрать и транспортировать в другое место. Ширина здешних рельсов – 600 мм, тогда как на обычной узкоколейке она составляет 750 мм. Вся эта железнодорожная сеть, длина которой, по предположению Мехиса, составляла примерно 130 км, строилась с октября 1943 года для снабжения всем необходимым нарвских огневых точек и оборонительных позиций. Строителем и владельцем железной дороги была Железнодорожная пионерская бригада № 3, входившая в состав Heeresgruppe Nord. При строительстве сети железных дорог использовали военнопленных из вайвараского и йыхвиского концлагерей, а также служивших в немецкой армии эстонцев. – Как была построена такая железная дорога? – Я хотел спросить, как была построена такая игрушечная железная дорога, но вовремя спохватился – во-первых, «война» и «игра» – понятия несовместимые, но еще более кощунственно звучит сочетание «военнопленные» и «игра». – Железную дорогу клали вручную прямо на землю. Сначала в болоте соорудили бревенчатые основания, или эстакады. В некоторых местах в виде исключения сооружали легкие дамбы. Железнодорожную ветку прокладывали от одной точки до другой, по необходимости. Вся сеть дорог, нанесенная на карту, одновременно никогда не эксплуатировалась. На основании многих источников Мехис составил уникальную карту, которой нет ни у одного военного историка. На ней, похоже, изображены все ветки военной железной дороги. Одна из них начиналась на станции Вайвара и шла параллельно ширококолейной железной дороге в сторону Раквере, затем, параллельно вийвиконнаской ветви, поворачивала на юго-запад и на юг в Лаукасоо и потом разветвлялась в восточном и западном направлениях. Восточная линия соединялась в Пухату с веткой, шедшей из Городенки в Аувере, а западная вилась между лагунами и озерами и проходила мимо озера Консу, к северо-западу от которого находилась станция Drei Tannen. Затем в поселке Рауди западная ветка соединялась с главной линией полевой желез-ной дороги, где была построена и станция. Главная ветка начиналась в окрестностях Ахтме и через Куремяэ тянулась до Добрины, где недалеко друг от друга находились две станции – Добрина и Дрейек. От Добрины, где находился парк подвижного состава, дорога шла через Агусалу (станция Алленштайн) в Яамакюла (близ Васькнарвы). От Добрины ветка тянулась и на восток в Городенку, и до Кунингакюла, разветвляясь на станции Лютцен. Одна из веток аувереской линии проходила по болоту до реки Нарва. На главной ветке использовались три паровоза и несколько мотовозов, а на железнодорожных ветках – только мотовозы облегченного типа. – А что стало с теми железными дорогами, паровозами, крытыми вагонами и платформами, которые летом и в начале осени 1944 года немцы в спешке бросили? – интересуюсь я. – Два паровоза в качестве трофеев достались советским войскам и были переданы Эстонской железной дороге, которая переоборудовала их для 750-миллиметровой железной дороги и использовала на своих узкоколейках. Вагонами этой полевой железной дороги пополнила свой вагонный парк стекольная фабрика Мелески. Один местный житель утверждал, что главная ветка полевой железной дороги между Яамакюла, Добриной и Рауди работала и после войны, но как долго, неизвестно. Мы с Мехисом находим правильную тропу, которая приводит нас из карьера Путки на край болота. – Большая часть этой железной дороги уже исчезла, и следов от нее не осталось, а в болотах Пухату и Путки еще можно найти раскуроченные конструкции, – поясняет Мехис. Вообще-то мы должны были взять с собой металлоискатель, потому что на эти конструкции густо наслоились мох и прель. Из этих «джунглей» и трясины с помощью металлоискателей даже в последние годы извлекли немало снаряжения военных лет. – Северную часть этих железнодорожных веток «сожрал» в свое время нарвский карьер, – показывает Мехис на карте. – После того как у карьера на пути оказалась железная дорога, в нем еще какое-то время валялся один немецкий паровоз и куча вагонов, пока их не сдали на металлолом. Мы находимся примерно в 3–4 км западнее юго-западного угла нарвского карьера. И, по всей видимости, старого железнодорожника глаза не обманывают – из мягкой весенней земли торчат установленные людьми бруски. Наверное, именно на них некогда опиралась немецкая полевая железная дорога Нарвского фронта, призванная спасти зашатавшийся Третий рейх. Сегодня опревшие бруски по краям болота выглядят совсем не героически. Тийт Пруули Поездом из Санкт- Петербурга в Таллинн[/quote] Карта из книги М. Хелме Источник http://narrow.parovoz.com

Ответов - 16, стр: 1 2 All

stranik: Честно скажу, никогда на неё не натыкался. Но много о ней слышал, и от мамы, и от других коллег. Не знаю, правда или нет, но говорили, что около неё имелось несколько бетонных ОТ.

Radhost: Бетон на изображениях отсутствует, в основном использовалось дерево. Поезд немецкой военно-полевой железной дороги на станции Drei Tanen(Три ели) у озера Консу, 1944 год. Фотография из книги Тийт Пруули Поездом из Санкт- Петербурга в Таллинн.

stranik: Этот пост, со стороны Консу-Куртна. А мне говорили, про направление Вайвара-Аувере. Но повторюсь, это все с чужих слов. Вполне возможно, что этот бетон не имеет к дороге никакого отношения.


Radhost: Бетонных огневых точек в том районе было мало. Немецкий транспорт под Нарвой. 1944 год. Из книги Николай Николаевич НИКУЛИН. Воспоминания о войне.

stranik: Кусок "железки" у Вайвараского музея.

Сергей: Немецкая карта района Аувере с расположением узкоколейных дорог http://www.wwii-photos-maps.com/prewarmapso35-1-25000/slides/O-35-20-D-bd.html

Oleg A: Остановка - станция Три Ели - Drei Tannen не у озера Консу. После консультации на militaar.net найти её место воочию оказалось очень простым делом. Она чуть южнее Кивинымме - напротив горы (могилы) Калевипоега.

Radhost: Точнее будет сказать, севернее.

Oleg A: Карта не с мааамета ? Есть где взглянуть на нее? Другие участки? Сорри за оффтоп.

Radhost: Лист карты http://www.wwii-photos-maps.com/prewarmapso35-1-50000/O-35-26%20to%20O-35-48/slides/O-35-32-C.html Выложенный фрагмент у меня со склейки нескольких фрагментов листов немецких карт с этой узкоколейкой, весит 10 мегов.

Oleg A: Могу ли я ее (склееную) на почту получить? Смотрю немного отличается у вас она чем на wwii-photos-maps. rakimkj@mail.ru

Radhost: Фрагмент карты с 250-метровки с того же сайта. -Vaihingen (Judenlager)- Permisküla teerist Установила ли уже еврейская община Эстонии памятный знак на месте Юденлагеря?

Oleg A: Да, стоит мемориальная плита. На гриве, сразу на повороте. С дороги, ни с шоссе ни с гравийки не видно. Надо подняться на гриву.

Radhost: Спасибо, фотография этого памятного знака есть в Google earth www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=69&with_photo_id=59295312&order=date_desc&user=2806056 Значит, на станции Файхинген был расположен концентрационный лагерь Соска(Соски) Как писал Kaarel на этом форуме, « Uzniki lagera Soski stroili ukreplenie na Narove, tak zhe polevye uzkokoleiki, info is vospominani soldatov estonskih pogranichnyh polkov i 20SS.»

Oleg A: Не помню, откуда и кто говорил, что хоронили якобы на перекрёстке прям у шоссе. Западнее.



полная версия страницы