Форум » ИДА-ВИРУМАА: Фортификация, история, интересные объекты и древности Ида-Вирумаа » Подземный ход Кукрузе » Ответить

Подземный ход Кукрузе

stranik: Подземный ход мызы Кукрузе. Рассказ от stranika, полная версия. Укороченая версия, но с фотографиями есть тут - http://www.hot.ee/extrip/ Идея этой выброски родилась спонтанно, в процессе обсуждения, на форуме http://www.hot.ee/extrip/. Вначале планировалось, что поедут двое – OlegA и я, но в самый последний момент, к нам присоединился гуляка, за что ему огромное спасибо. Без его помощи мы бы потеряли больше времени, на поиски входа-провала, что было довольно хлопотное дело. Итак. Ход существует. Нами обследован доступный участок, длинной метров 100. Вход-провал находится прямо напротив мызы и делит ход, на два неравных участка. Интересна конструкция хода. Очевидно, что для его строительства, сначала вырыли глубокую яму, а потом, из плитняка, соорудили свод, а потом всю эту конструкцию засыпали землёй. Работали добросовестно, т.к. сохранился ход довольно хорошо. Высота хода около 1,5 метров, ширина - ок.1м. Глубина залегания не более 1 -1,2 м. Так что обошлись без использования веревок. Он идет не от главного здания мызы, а от разрушенного здания, с остроконечной крышей, что поодаль. И направляется прямо к Эдизе, но это только есть ли он прямой и нигде не сворачивает. Мы начали осмотр с короткого участка, по направлению к Эдизе. Это тупичок длинной метров пять. В конце завал. Мы пытались его чуть-чуть разрыть, но для такой работы надо и времени, и людей побольше. Завал разрыли на метр вперёд, чтобы убедиться, что нет обвала свода. Вообще такое впечатление, что этот участок завален вручную. Попадались кирпичи и камни, которые врядли попали туда естественным путем. Появилась и первая находка – старый ацетиленовый фонарь и кусок гнилой прорезиненной ткани. И никаких следов обвала свода. Удовлетворив своё любопытство, мы двинулись в другую сторону. Встречались следы ранних посещений – свечки и горелый полиэтилен. Значит не одни мы, такие любопытные. Если вначале ход был довольно высок, то потом обвалившиеся стенки хода заставили сначала ползти на карачках, а потом и ползком. В целях безопасности OlegA и гуляка остались, на полдороги, для подстраховки, а я пополз дальше. Удовольствие скажу сразу, на любителя. Пара «шкуродёров», где ползти приходится только на локтях и на носках, вываливающиеся камни и слой камней под пузом. То есть данная часть хода сохранилась гораздо хуже. И всё равно в итоге упираешься в завал. Но данный завал образован чисто бытовым мусором, что говорит о провале сверху ( что примерно и было потом увидено, сверху). Пробиться туда будет гораздо сложнее. В общем пришлось возвращаться. На этом собственно разведка и закончилась. Мы поднялись наверх, чем, наверно, удивили стоявший рядом экипаж «Трёх помидоров». Как ни странно, но нас никто не остановил и вопросов не задавал. Краткий итог – ход есть. Объект интересный, по моему мнению, и надо туда возвратиться, только более подготовленными. И попытаться пробиться к Эдизе. Вот такая была «выброска». А фотографии добавит OlegA. Stranik. 30.12.2005

Ответов - 40, стр: 1 2 3 All

stranik: Я же выше уже говорил, что раньше, в старые времена, очень часто строили сооружения "двойного назначения". Если это дренажная канава, то должна быть сеть таких дренажек. Во первых, дрпенажка - это осушение пахотной земли или отвод воды, с какого-то водоема. Мельница и поля находяться выше, но там не видно следов дренажей или водоемов. Во-вторых, если это чисто дренажный ход, то не проще ли его вести не под землёй, а снаружи, как это сейчас делаеться. В третьих, простые дренажи, это не ходы, а канавы засыпаные доверху послойно - камни, деревяные настилы, мелкий щебень и прочее. Строить тут систему подземных ходов, чисто для осушения - накладно и нетехнологично. Скорее всего это ход двойного назначения - отвод воды или стоков, плюс подземная коммуникация, для передвижения. Уж больно она высокая. У нас тут нет потоков воды, такой насыщенности. Во! И ещё, только сейчас подумал. Стенки хода явно не предназначены, для отвода воды, большого потока. Их просто размоет. Там ведь построен свод, а стены камнем не облицованы. Значит вода там текла, только по дну хода. Нет,с этим ходом не всё ясно, как хочеться. По-крайней мере мне. Слишком сложная конструкция.

Track: скоро начнётся строительство дороги...от йыхви до кукрузе...Даж незнаю хорошо это или плохо для хода.

stranik: Если ход есть, то ему, скорее всего, капец.... Даже если глубина залегания более 2х метолв - он обрушиться. Говорить об исторической ценности хода будут бессмысленно - там много шахтных ходов, поэтому разбираться - ход это или не ход - никто не будет. Участку хода в районе Кукрузе ничего не грозит - там дорога пройдёт южнее, за пределами мызы..


Track: Недавно статья в газете СП была, что в след году осбираются реновировать мызу Кукрузе...

stranik: Рестоврация - это хорошо, хоть порядок наведкт. Но исходя из состоянии экономики Эстонии, сомневаюсь, что кроме здания, что-то будут делать ещё...

Track: Сегодня разговаривал с одним человеком (случайно разговор зашёл о мызе Кукрузе и о трубах на чердаке) Вообщем, он сказал, что также есть подземный ход от мызы до церкви (ничего нового), и что раньше он также использовался для милиорации (что тоже обсуждалось). И вот, что интерессно, он сказал, что когда копали могилу на кладбище нарвались на этот ход!!! Ещё переспросил у меня какой формы сделан потолок у хода и выложен ли он из камня? И сказал, что точно на него нарвались. При случае расспрошу у него по больше. )))А да, сам он работал на мызе в рестовраторской. Ещё вроде сказал, толи про ход, то ли про колодец на мызе Иллука (вроде так)и ещё на какойто мызе (забыл =( )

stranik: Добавлю некоторые детали и размышления, к отчёту Высота хода - 1400мм. Ширина по дну - 400мм. Ширина в самой широкой части - 900мм. Длинна прорытой части, в сторону Эдизе - 9м., в сторону Кукрузе - больше 80м. Касательно обвала - скорее всего ход был обвален, в результате строительства бутовой стены, очевидно копнули эксковатором, а потом использовали ход, для засыпки лишней земли. Или просто засыпали. К сожаленью, свод хода в этом месте обвален практически, до противоположной стены, что затрудняет проведение раскопки хода дальше- это становиться просто опасно, из за возможности обвала земли. Можно вернуться, к этому вопросу позднее. Но без возведения крепи, рыть на этом участке - рискованное занятие. Или надо убрать всю землю сверху. Направление хода - получается, что ход, только в этом участке, делает 2 поворота, притом практически общее направление меняется, почти под углом, в 90 градусов. Клеймо КВ, на алюминиевой тарелке, найденой в раскопе - это клеймо завода Красный Выборжец.

stranik: К сожаленью, компас мотало, но примерно 320 и 140. Кстати, на снимке похоже видно, что ход продолжается дальше. Если судить, по обрезу провала, то это снято в сторону Эдизе.

Track: Смотрю Вы зря время нетеряли! Спасибо, за хороший отчёт =)) За труды =) Вообещм ончень интерессно =)) А какие представилтели фауны вам встретились?

Track: Вот сегодня узнал. вроде конкурс на реконструкцию мызы был в понедельник...пока кто победил незнаю =)

stranik: Ну, это явно будет относиться, только к реставрации мызы. Самим ходом - вряд ли будут заниматься. Самое большее - расчистят этот участок хода, до завалов. У меня вот, всё мысля бродит - а если попытаться - укрепив свод и боковую стенку - пройти дальше. Вот только это уже работа, не на двоих.. Там надо землю убрать - или дальше вглубь хода, или наверх.

Track: Ну я это к тому, если что то ещё предпринимать..то...быстрее =) ибо кошда будет ревстарвция..весь учатсок обнесут заобором, и прощай ходик =)

Track: Вот пара фото, говорить, что на них смысла нет =) + ко всему, когда был в низу, быал включена рация, слышимость была почти без помех (напарник был на верху)

Track: Насчёт фауны, камаров с шапки уже на верху снимал =) Что неуидивительно сейчас там намного суше чем было в прошлый мой залаз =)

stranik: Реновация кукрузкого отрезка шоссе - Таллинн-Нарва или выявит, или уничтожит следы системы ходов. Так, в районе Статойл-мыза Эдизе планируется строительство развязки, и уже ведутся работы.



полная версия страницы